В первом полугодии 2016-2017 учебного года Московским институтом открытого образования в целях реализации государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») проводится фестиваль-семинар «Мой мир музыки», в котором принимают участие учителя и обучающиеся общеобразовательных школ города Москвы. Здесь свои музыкальные способности, знания и любовь к этому виду искусства могут проявить дети, не получающие специального музыкального образования, не обучающиеся в музыкальных школах и студиях, а знакомые с этим предметом только благодаря урокам музыки в школе и педагогам, этот предмет преподающим. Этот конкурс – единственный в Москве, ориентированный на такую аудиторию.
Между тем в среде педагогической общественности не утихает полемика о том, насколько в современной школе необходимы уроки музыки. Ведь в сложившихся условиях дефицита учебного времени и большой нагрузки учащихся время, отведенное на этот предмет, казалось бы, можно использовать более эффективно, отдав его, например, одному из предметов, предполагающему обязательный выходной экзамен. Подобная точка зрения не учитывает огромного значения музыки в развитии эмоциональной сферы ребенка, которому в современной российской школе и так уделяется немного внимания.Подавляющее большинство программ по предметам в общеобразовательной школе направлены на развитие интеллекта детей, их рационального мышления, за которое, как известно, отвечает левое полушарие головного мозга. При этом заложенные в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 3-го поколения принципы подразумевают развитие в ребенке творческих, креативных способностей и навыков, формирующих деятельностный и личностный подходы в обучении. За творчество же, интуицию и эмоциональную сферу восприятия человека отвечает правое полушарие головного мозга. И урок музыки – один из немногих, способных хоть как-то компенсировать создавшийся перекос в системе образования, гармонизировать процесс личностного и умственного развития ребенка. Ведь человек дуален, и коэффициент полезного действия любых его функций напрямую зависит от гармоничности развития. В самом деле, невозможно эффективно передвигаться, например, используя только одну половину тела. Так же и функции мышления: эффективность развития рационально-интеллектуального аппарата мышления человека напрямую зависит от уровня развития его эмоционально-творческой сферы. Предмет «Музыка» направлен не только на получение элементарных знаний в своей области, но и на развитие образного мышления, активизацию творческих способностей, развитие эмоционального восприятия мира и умения действенно воплощать полученные при прослушивании музыки впечатления. Именно поэтому на преподавателей музыки ложится огромная ответственность за гармоничность развития их учеников. Этот предмет в современной школе отвечает за развитие эмоциональной сферы ребенка, его абстрактного, образного и ассоциативного мышления, творческого подхода к обучению, интуиции и создание собственной системы усвоения информации. Музыка – одно из самых мощных средств воздействия на человеческую психику. Являясь искусством субъективным, она задействует механизмы ассоциативного мышления, погружая человека в мир эмоционального восприятия. Цепочки ассоциативной памяти выводят слушателя на мимолетный образ, атмосферу, состояние. Благодаря своей абстрактной направленности восприятие музыкального ряда человеком зависит не только от склада его мышления, но и от личного опыта, той или иной эмоциональной окраски каждого произошедшего с ним события. Одно и то же музыкальное произведение вызовет в воображении одного слушателя идиллический пейзаж, другого – картину расставания влюбленных, а третьего – некое конкретное событие, произошедшее в его жизни.Однако пути и конкретную конечную точку проникновения музыкального ряда в эмоциональную сферу человеческой психики можно предопределить. Существуют некоторые аспекты развития абстрактного образного мышления общие для большинства, и именно их необходимо учитывать при работе с детьми. Детское восприятие музыкального ряда особенно остро, так как погружает ребенка в состояние эмоциональной открытости. Зачастую это происходит неосознанно. Просто вдруг меняются настроение ученика, характер реакции, темпоритм восприятия и т. д. Именно поэтому учитель при подготовке занятия относится к подбору и применению музыки особенно серьезно, так как эмоциональная сфера ребенка способна реагировать на раздражители гораздо интенсивнее, нежели у взрослых. Велики возможности музыки в освоении предметов школьной программы. Например, законы логического построения музыкальной фразы, музыкальной формы являются примером музыкальной абстрактной аксиомы, правилами, с помощью которых, в частности, музыка способствует освоению такого сложного предмета, как математика. При работе над элементами вокальной подготовки и постановки голоса учитель музыки использует приемы, напрямую связанные с резонансом и другими темами раздела курса физики «Акустика». Объясняя строение голосового аппарата, легких, мышц, участвующих в процессе вокального дыхания и воспроизведения музыкального звука, а также строение и особенности слухового аппарата человека, учитель музыки связывает свой предмет с разделами анатомии. Учителя истории и литературы используют музыку при погружении обучающихся в определенную историко-культурную эпоху, учителя географии – при изучении различных этносов, учителя физической культуры – для создания определенного темпоритма урока, стимулирования двигательной активности детей, освоения элементов ритмопластики.Пение, элементарная исполнительская деятельность, воспроизведение ритмических рисунков помогают развивать координацию между слухом и голосом, что способствует пониманию логико-грамматических конструкций, их оправданному построению в процессе реализации устной и письменной речи; становлению речевого аппарата, нормативного произношения, выстраиванию темпа, ритма, мелодики речи, речевого потока, овладению интонационными возможностями устной грамотной речи, что способствует успешному изучению предметов «Русский язык» и «Культура речи».Элементарное музицирование развивает мелкую моторику и как следствие способствует улучшению внимания, памяти, восприятия и речи. Широко применяются методы, подразумевающие использование музыкального материала и в логопедии.Музыка – первый невербальный язык, с которым сталкивается ребенок. Между тем она обладает и собственным письменным языком – нотной грамотой, и собственной структурой, этим языком описываемой. Очевидна ее связь с математикой, физикой, компьютерным программированием, семиотикой, лингвистикой, изучением иностранных языков. Таким образом, можно всерьез рассматривать музыку не только как средство гармоничного развития личности ребенка, но и как предмет, обладающий огромными возможностями в наработке различных метапредметных навыков у детей, способствующих успешному освоению школьниками всей образовательной программы.Именно поэтому одной из своих основных целей организаторы фестиваля-семинара «Мой мир музыки» видят раскрытие возможностей предмета «Музыка» и его роли в среднем общем образовании.Алексей РЫТОВ;Иван МЕРКУЛОВ
Комментарии