Чтобы ни придумали на федеральном и региональном, а также муниципальном уровнях, претворяет придуманное в жизнь директор школы вместе со своим коллективом. От него, директора, сегодня зависит, по сути дела, судьба всего российского образования и, что еще важнее, судьба подрастающего поколения. Каким же видят директора руководители региональных органов управления образованием?
Любовь КЕЗИНА, руководитель Департамента образования Москвы:
– Директор, во-первых, должен быть прежде всего умным человеком, во-вторых, талантливым педагогом, в-третьих, творческим, чтобы у него было много идей, независимо от того, что некоторые могут казаться нереальными (пока!). Ведь все в мире изменяли романтики и мечтатели, открывающие новое и интересное. Я люблю таких директоров, у которых и сама могу чему-нибудь поучиться, поэтому часто приглашаю к себе руководителей школ и советуюсь с ними, а потом принимаю решение. К числу таких директоров отношу Ефима Рачевского, Евгения Ямбурга, Владимира Караковского, Сергея Казарновского. Очень грущу, что ушел на пенсию Леонид Исидорович Мильграм. Он тоже тоскует без своей работы, после нынешнего августовского педсовета я ему всерьез сказала: «Хотите, снова назначу директором!» Он не смог сразу ответить на это, а я и в самом деле была бы счастлива, если бы он вернулся. Хотя и понимаю, что Мильграм имеет право на отдых, но, думаю, он бы на работе чувствовал себя лучше, чем на пенсии, а его громадный директорский опыт пригодился многим. Впрочем, Леонида Исидоровича коллеги и так не оставляют в покое – его советы и подсказки дорогого стоят.
Сегодняшний директор должен быть прежде всего менеджером, он должен уметь планировать бюджет своей школы, уметь экономить бюджетные деньги, направлять их туда, где они нужны в первую очередь, законно привлекать внебюджетные средства и за счет этого расширять материальную базу школы и делать доплаты учителям. Это нынче одна из главных составляющих работы директора. Раньше говорили, что все зависит от учителя, а я постепенно пришла к выводу, что все зависит от директора – какой директор, такая и школа. Если директор сильный, толковый, он не побоится взять к себе в школу и таких же сильных, толковых, профессиональных учителей, которые, будучи сильными личностями, сделают сильной школу, она будет иметь свое лицо. Если директор слаб, он будет держать у себя подхалимов, которые будут ему прислужниками, а от этого пострадают дети. Мы постоянно обучаем своих директоров, поддерживаем их в форме.
Юрий СКАЧКОВ, министр образования и науки Пензенской области:
– Приятно работать с умными людьми, с теми, которые понимают, какие задачи стоят перед образованием, которые не жалуются на то, что денег нет, а решают проблемы по мере их возникновения даже в условиях ограниченного финансирования. У нас есть две школы, которые находятся примерно в одинаковых условиях, финансирование там примерно одно и то же, но тем не менее одна школа выглядит замечательно, а другая из рук вон плохо. Тут все зависит от руководителя, от того, как он сумеет организовать коллектив и учеников, как наладит работу с родителями, со спонсорами, с выпускниками. Я считаю, что половина успеха в работе школы зависит от ее директора.
У нас при Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования существуют специальные курсы для руководителей образовательных учреждений. В прошлом учебном году мы всех директоров обучили владению компьютерной техникой. Это особенно важно, так как обеспеченность компьютерами у нас в области высокая (27 учеников на один компьютер в городе, а в селе – 15 учеников). Поэтому сейчас владение информационными технологиями для директора школы – основное требование при аттестации. Хорошее знание компьютера учитывается и при назначении директора.
Наша область второй год как перешла на нормативное финансирование. Поэтому очень многое зависит от того, как директор распределяет средства, как стимулирует работу преподавателей. Раньше был так называемый надтарифный фонд, из которого все требовали доплат за то или иное. Теперь финансирование идет по результату. У нас есть фонд надбавок и доплат, и мы учитываем результат работы школы, директора, педагогов. К примеру, если учитель заведует кабинетом, а в нем нет ничего, кроме парт, доски и мела, то какая может быть надбавка или премия. А если там есть наглядные пособия, плакаты, макеты, всяческие материалы, то и учитель заслуженно получает надбавку по результату своей работы.
У нас большое внимание уделяется воспитательной работе и школе полного дня, мы требуем, чтобы дети были заняты в школе и во внеурочное время. В Пензенской области есть соответствующая программа, а в школах мы сделали отдельный блок, возглавляемый заместителем директора по воспитательной работе, в который входят педагоги дополнительного образования, психологи, вожатые, учителя физкультуры… Если такой блок в школе есть, если директор организовал его работу, мы считаем это несомненным плюсом руководителя. А еще он должен сделать все, чтобы школа нормально прошла аттестацию и аккредитацию, отвечать за результаты работы по ЕГЭ, за готовность школы к новому учебному году.
Василий КАДАКИН, министр образования и науки Республики Мордовия:
– Есть особая категория – директора сельских школ. От их работы зависит возрождение экономики села. Для меня хороший директор тот, кто переводит информатизацию учебного процесса из плоскости декоративно-популистских призывов в плоскость практической реализации. Сегодня у нас на базе информационного центра и республиканского портала Института образования создана корпоративная информационно-образовательная сеть, к ней через скоростные модемы подключены около 100 школ, а это перспективное хранилище учебно-методических материалов и бесплатный быстрый доступ к ним по специализированному каналу, возможность отслеживания качества информации, используемой учеником, и общения участников образовательного процесса в реальном времени. Грамотный директор способствует максимальному использованию всех этих возможностей, созданию школьной медиатеки, делает все, чтобы пополнить общую базу разработками педагогов его школы. Грамотный директор постоянно задает себе вопросы: как изменилась моя работа, работа школы в связи с внедрением информационных технологий, насколько эффективно применяются при этом учебные программы, насколько уменьшился управленческий «бумагооборот»? Грамотный директор применяет мониторинг образовательной деятельности школы, используя его для повышения качества обучения. Можно ли считать нормальным директором того, чья школа имеет критический уровень обученности от 50 до 64 процентов (следовательно, более 40% выпускников не осваивают учебные программы), чья школа не признана аттестованной как по отдельным предметам, так и по образовательным программам в целом? Конечно, нет, и тут нужно принимать жесткое управленческое решение. Некоторые директора стремятся любым способом создать впечатление благополучия, но расхождение школьных и аттестационных оценок сегодня серьезная болезнь, которую выявляет мониторинг качества образования и которую нужно лечить без промедления, а директоров наказывать за «лакировку» действительности. Директор школы должен уметь работать с попечительским советом, который призван формировать и направлять в систему образования внебюджетные финансовые средства. Если совет бездействует, значит, бездействует и директор, значит, он не заботится о том, чтобы укреплять материальную и учебную базу. Настоящий директор понимает, что управление системой образования, образовательным учреждением – прежде всего управление процессом развития, а не только управление людьми, что нужно окончательно отказываться от использования административных рычагов и переходить к нормативным и экономическим методам, формировать оптимальную отраслевую модель управления, в которой главенствующим был бы принцип социального партнерства, ведь школа, ориентированная на внешнюю оценку, принципиально меняет свою организацию, адаптирует свою программу и методы под внешние требования, учитывает внешнюю оценку на поле конкуренции. Это особенно важно при введении нормативного подушевого финансирования.
Лазарь ФУКСОН, заместитель главы администрации области, начальник Управления образования и науки Калининградской области:
– Вообще говоря, мы работаем с директорами школ опосредованно, так как учредители этих образовательных учреждений – муниципалитеты, но я хорошо знаю эту работу, поскольку сам долгие годы был директором. Это очень ответственная должность, ведь на этом посту нужен менеджер, управленец и педагог. В директоре школы все это должно сочетаться. В первую очередь, думаю, от него требуются чуткость и четкость, директор должен хорошо владеть финансами, понимать финансовые процессы и уметь выстраивать финансовые отношения. Он должен хорошо знать сложное школьное хозяйство, начиная с коммунальных услуг и заканчивая электронной техникой. Наконец, директор школы должен быть человеком контактным, публичным, чувствовать педагогический процесс, нерв времени, выстраивать стратегии развития своего образовательного учреждения. Все директора, которые на виду – Ямбург, Рачевский и другие, – всегда идут на шаг вперед, чувствуя время. Любой хороший руководитель – талант, надо отыскивать такие таланты и взращивать. К сожалению, у нас в системе образования кадровая работа сейчас расстроилась. Так, раньше мы знали, что женщина-директор уходит на пенсию в 55, а мужчина-директор – в 60 лет. Сегодня невозможно прогнозировать время ухода на пенсию, а следовательно, трудно прогнозировать подготовку резерва. Люди не уходят на пенсию, потому что не могут жить на малые деньги. Мы сейчас ищем варианты, и как выход – введение доплаты тем учителям и директорам, которые уйдут на пенсию в 65 лет, то есть пытаемся сделать так, чтобы пенсионерам было невыгодно работать после определенного возрастного порога. В повышении квалификации мы отказываемся от курсов, которые мало что дают опытным управленцам, и переходим на модульные программы (уже подготовлены 150 модулей), которые можно выбирать, знакомиться с инновациями и развиваться. Два года подряд проводили и в этом году тоже планируем двух-трехдневный семинар, на котором знакомим управленцев со всем тем новым, что есть в школе, например с нормативным финансированием. Кроме того, мы стараемся как можно больше охватывать школы экспериментальной работой, она, как правило, требует от руководителей умения думать, анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, то есть это тоже повышение квалификации в естественной форме, нахождение в поисковом режиме. Каждая школа должна находить свои особенности, свою структуру, свою ауру. Мы создаем такую управленческую ситуацию, когда руководителю просто необходимо расти, например, аттестуем школу только вместе с директором, ведь не может быть нормальным положение, когда директор имеет высшую категорию, а в школе конь не валялся. При общей аттестации ему тоже приходится совершенствовать свой уровень.
Валерий НЕСТЕРОВ, министр образования Свердловской области:
– О директоре как о руководителе многое можно сказать, посмотрев на его взаимоотношения с родителями. К примеру, приходит мама устраивать своего ребятенка в школу, заходит в кабинет к директору, а там «Чего вы хотели? Все вопросы к завучу». И все это руководитель произносит настолько высокомерным тоном, что у родительницы в тот момент одно желание – «как бы стать незаметной». Ноги в руки, и надо скорей бежать из этого учебного заведения. В такой школе атмосфера и среди учителей может быть нелегкой, и среди ребят тоже. Директор должен быть склонен к общению с родителями учеников, к общению на равных – все расскажет о школе, если нужно, проведет и покажет учебные классы, познакомит с учителями.
Другой случай, который также не может быть примером идеального директора. И соответственно примером хорошей школы. Скажем, приходит родитель, а руководитель начинает перед ним распылять патокой свою любовь: «За ребеночка не беспокойтесь, у нас он будет обласкан». А после патоки вдруг ни с того ни с чего попросит: «Помогите нам тем-то и тем-то». Руководитель, еще раз повторю, должен разговаривать с родителями на равных. Только так он может продемонстрировать, свой профессионализм, как управленца, как педагога.
Иногда мне задают вопрос: кто лучший директор – мужчина или женщина? Вопрос интересный, но не такой уж важный. Главное, чтобы человек в своем деле был дока. Задают вопрос: должны ли быть у руководителя учебного заведения награды? Скажу так, нечасто это подтверждение высокого профессионализма.
Еще один важный момент, который, на мой взгляд, имеет отношение к разговору о личности директора. Мне кажется, что чем меньше школа упоминается в прессе, чем меньше в школе образовательных экспериментов, тем это лучше для ребенка. А директор в такой школе стремится не к тому, чтобы школу сделать «внешне» привлекательной (для прессы, например), а к тому, чтобы «внутри» все было в порядке.
Комментарии