Службе психолого-педагогического и социального сопровождения школы №935 исполнилось 5 лет. Сейчас уже с трудом вспоминается, как волнителен и сложен был первый год, ведь воодушевляющие результаты проведенной работы и новые перспективы не оставляют времени даже для мысленного возврата назад.
Работа с детьми с особыми образовательными потребностями сложная. Конечно, специалистам трудно сразу найти эффективный метод взаимодействия и с ребенком, и с его родителями. Таким семьям нужны квалифицированная помощь и поддержка. В роли такой помощи на первом этапе выступаем мы, «особые педагоги» – педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги. Коллектив нашей службы – люди творческие, оптимистически настроенные на взаимное сотрудничество. Общее дело и направленность на результат с первых дней объединили наших сотрудников, и сейчас (спустя 5 лет совместной работы) можно смело сказать, что мы одна команда.
Мы неоднократно принимали участие в мероприятиях, организованных Городским психолого-педагогическим центром и школами, участвующими в проекте «Ресурсная школа». Ведь взаимодействие с центром, объединившим единой темой множество школ с интереснейшим опытом работы, – это в первую очередь повышение нашего профессионализма и эффективности работы в целом. Это тот ценный опыт, который каждый педагог вносит в копилку развития и социализации наших детей, все самые передовые и интересные способы взаимодействия, которые приносят результат и разрабатываются не только теоретически, но и проходят апробацию в реальных условиях.
Конечно, нельзя не упомянуть о наших детях и их родителях. Всего у нас 50 ребят в возрасте от 3 до 14 лет. И основной особенностью работы с ними является тот факт, что все дети имеют различные трудности развития. Нет преобладающего контингента, а значит, к каждому нужен индивидуальный подход. У нас есть дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра, с синдромом Дауна, умственной отсталостью в сочетании с СДВГ, с врожденной бронхиальной астмой и приобретенным сахарным диабетом. Семьи в большинстве своем у ребят полные, многодетных семей немного, но почти у каждого нашего воспитанника есть брат или сестра, что также является позитивным фактором в плане развития.
Но, к сожалению, проблем в работе с семьей гораздо больше, чем нам этого хотелось бы. Основными проблемами являются плохая посещаемость совместно проводимых мероприятий и недостаточная контактность родителей. Родители в основном инертны и недоверчивы. Прежде чем убедить их в необходимости того или иного нового вида работы с детьми или с семьей, приходится изрядно потрудиться всем специалистам. Очевидно, что деформация личности наблюдается практически у всех родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями. Эта проблема коснулась и наших родителей, и тогда мы открыли родительский клуб, где они могут отвлечься от своих ежедневных забот, волнений и тревог и посвятить себе и своим любимым занятиям хотя бы несколько часов в месяц.
В этом году для всех специалистов службы была поставлена задача по продолжению формирования игровой развивающей среды для создания оптимальных условий развития, коррекции и социализации детей, имеющих нарушения развития. А также важно продолжать оказывать всестороннюю психолого-педагогическую помощь родителям, обучать их способам игрового взаимодействия с детьми как средству оптимизации детско-родительских взаимоотношений. Каждый специалист достигает решения поставленных задач своими способами и методами.
Но есть у нас и особый вид работы – это интегрированные игровые занятия, которые проводят 2 специалиста, например педагог-психолог и учитель-дефектолог. На таких занятиях присутствует группа детей, подобранных в соответствии с индивидуальными особенностями и комплиментарностью черт характера. Так, более активные дети занимаются в группе с социально пассивными детьми, и в ходе занятия у вторых нарабатываются коммуникативные навыки, появляются уверенность в себе и стремление к развитию.
Раз в две недели проводится еще один вид работы с группой детей и их родителями – это игровые занятия, где также задействованы 2 специалиста – социальный педагог и педагог-психолог. Первые 10‑15 минут специалисты закрепляют пройденные темы, играют, а все оставшееся время предоставляется для игры родителей вместе с детьми. Таким образом, мы можем наблюдать за взаимодействием мам со своими детьми и между собой. Как показала практика, вначале родители неохотно принимают участие в данном виде работы, хотя все предоставляемые игрушки довольно интересные не только детям, но и взрослым. На этих занятиях социальный педагог и педагог-психолог пытаются провоцировать родителей на активное взаимодействие с детьми, включают их в процесс игрового взаимодействия, учат погружаться в мир фантазий ребенка, помогать ему в построении сюжета. Поэтому эти занятия не только нам дают информацию об уровне взаимодействия родителя с ребенком, но и обогащают самих родителей новыми знаниями о способах игры, о мечтах своего ребенка и о его предпочтениях, способности взаимодействовать с другими детьми.
Подводя итоги, хочется сказать, что мы в своей работе не используем сложных техник, а стараемся учить простым вещам: созерцать этот мир, познавать его путем ощупывания и разглядывания, понимать себя и других. Это вызывает не потребительский, а очень внимательный и особый интерес к окружающему миру. Мир и люди не как преграда к жизни с чувством радости, собственного достоинства и счастья, а как общий дом, как важный и бесценный ресурс всего того, что необходимо для человека.
Елена СЕРЕБРЯКОВА, методист, руководитель СППиСС школы №935
Комментарии