search
main
0

Мир изменился. Теперь меняемся мы

Инесса СОКОЛ, заведующая детским садом №1602: – Прошел год с начала реализации проекта «Детский сад будущего». Каким должен быть детский сад будущего? Как мы его себе представляем? Замечательные слова сказал наш мэр Юрий Лужков в своем приветствии к 1 сентября: «История нашей столицы – это история непрерывного накопления знаний, развития науки и образования, усиления московского интеллектуального капитала». Мне кажется, что эти слова в первую очередь относятся к нам. А учитывая, что мы представляем модуль «Растим интеллектуальный потенциал России», то, на наш взгляд, детский сад будущего – это, конечно, прежде всего детский сад развития.

Что же нового в такой постановке вопроса? Ведь все программы предполагают развивающие цели. Но мы думаем, что детский сад будущего будет отличаться тем, что это будет пространство развития как ребенка, так и взрослого. Для взрослых это очень трудная задача, им самим надо преодолевать стереотипы в обучении, ведь привычные нам формы обучения детей в детском саду чаще всего требуют работы памяти, а не мышления.

Но мир так сильно изменился! Особенно это проявляется сейчас, в кризис. Все больше появляется ситуаций, когда из множества путей нужно выбрать единственно правильный. Помочь здесь могут не столько знания, ведь все знать невозможно, сколько способность мыслить, принимать нестандартные решения, создавать новое, то есть творческое мышление. Наш модуль предполагает развитие интеллектуального потенциала, который в будущем даст возможность решать самые серьезные проблемы, стоящие перед обществом.

В рамках реализации проекта «Детский сад будущего» совместно с Московским городским педагогическим университетом мы создаем специальную образовательную программу и различные технологии. Этими проблемами и занимаются все три детских сада нашего модуля.

Детский сад комбинированного вида №1602 Восточного округа работает по проекту «Развитие творческого (диалектического) мышления дошкольников» (научный руководитель – профессор, доктор психологических наук Николай Веракса).

Основная идея проекта заключается в том, что механизм творческого мышления – именно диалектическое мышление. Для того чтобы создать условия для творческого развития детей, мы у них сохраняем и развиваем диалектическое мышление, а для этого необходимо подготовить специалистов. Поэтому главная задача – это создание образовательной технологии подготовки воспитателей, а также разработка и апробация системы открытых заданий по развитию диалектического мышления у детей.

Центр развития ребенка №1435 Северо-Восточного округа реализует проект «Формирование способностей, одаренности и талантов» (научный руководитель – профессор, доктор психологических наук Нина Салмина). Поставлены задачи по разработке условий для развития интеллектуальных способностей детей детского сада, организации предметной и игровой среды. В итоге будет создан диагностический инструментарий; игры и игровое оборудование; учебно-развивающие пособия.

Центр развития ребенка №1754 Южного округа работает по проекту «Инновационная модель интеллектуально-игровой поддержки семьи» (научный руководитель – кандидат психологических наук Марина Богомолова). Здесь поставлены цели переориентации роли дошкольного учреждения, роли педагогов и родителей, при которых создаются педагогические технологии «выращивания интеллекта». В этом проекте решаются задачи разработки и применения языка графических символов, у детей формируются навыки исследовательской деятельности, обеспечивается индивидуальная траектория развития.

Каждый детский сад нашего модуля имеет и претворяет в жизнь конкретные планы мероприятий по реализации проекта на 2009 год, есть также общий план реализации проекта всего модуля, где представлены различные мероприятия для города, округа и района. Здесь и традиционные «круглые столы», презентации, методобъединения, мастер-классы, семинары-практикумы и инновационные форумы, такие как, например, презентация веб-сайтов детского сада в Интернете в системе он-лайн.

Что в перспективе? В перспективе в соответствии с программой «Столичное образование-5» четкое выполнение обязательств по выходу на итоговый продукт, а именно:

– методические рекомендации по диалектическому обучению детей, по диагностике уровня и развития диалектического мышления;

– дидактический материал детского клуба «Мыслеград»;

– учебно-развивающие пособия для развития интеллектуальных способностей;

– методические рекомендации по интеллектуально-игровой поддержке семьи.

Я надеюсь, что наш продукт будет востребован педагогическим сообществом. Ведь путь интеллектуализации России, по нашему мнению, должен начинаться именно с детского сада.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте