search
main
0

Мир детей и наставников

​Еще лет 50 назад наш мир был довольно предсказуем. Стратегии приводили к запланированным результатам, получаемые знания были гарантированно востребованы. Все это давало надежность и стабильность в выборе жизненного пути и продвижении вверх по карьерной лестнице. Сегодня стопроцентных гарантий не даст, пожалуй, никто ни в одной из областей деятельности человека.

Аббревиатура VUCA, впервые использованная в конце 80‑х годов прошлого века, активно зазвучала в научном обществе в начале нулевых. Volatility («нестабильность»), uncertainty («неопределенность»), complexity («сложность») и ambiguity («неоднозначность») вместе описывают мир, в котором невозможно что-то уверенно предсказать и запланировать. Развитие прогресса находится на таком уровне, когда каждый новый день может принести техническую революцию. Глобализация и диджитализация масштабировали «эффект бабочки» от тысячелетий до нескольких минут. Теперь, если что-то произошло на одном континенте, практически одномоментно на другом пойдут волны. При таком количестве переменных горизонт событий стремительно приближается к исходной точке. И весь этот пирог непредсказуемости украшает расцвет цифровой журналистики: больше нет единого источника информации, и каждый блогер может транслировать свою версию событий, а количество подобных источников не поддается исчислению.Кажется, мир сошел с ума. Возможно, так же думали наши предшественники, когда по улицам города начали разъезжать автомобили или когда каждый второй стал обладателем смартфона. Зато дети, родившиеся в эти периоды, впитывали новую культуру как родную и абсолютно нормальную. То же самое происходит и сейчас.Дети «цифры» ориентируются в современных технологиях лучше, чем их учителя. Они развивают свои проекты уже в средней школе и к выпускному зарабатывают не меньше родителей. Пятиклассницы изготавливают и продают слаймы, восьмиклассники делают ставки на фондовой бирже. Это только лично знакомые дети. Во всем мире школьники зарабатывают миллионы, открывают рестораны, отели, создают игры и многое другое. Кто же кого должен учить? А главное – чему? Ведь сейчас любая информация находится с помощью легкого движения пальцем по экрану, а иногда и этого делать не приходится.Здесь нужен другой подход. Мотивация (потому что мир больше не станет кого-то тянуть за собой), умение и желание постоянно учиться (технологии так быстро устаревают), эффективная коммуникация и работа в команде (организовать процесс, когда каждый сотрудник может находиться на другом конце света, – задача не из легких), креативность и критическое мышление (потому что все механическое, выполняемое по четкому алгоритму в ближайшем будущем роботизируется) – это и есть soft skills, те самые «мягкие навыки», все больше востребованные на рынке труда. Крупные компании так и заявляют: «Просто дайте нам молодых работников, способных обучаться и адекватно коммуницировать, все остальное мы сделаем сами».При таком запросе общества дополнительное образование стремительно набирает вес. На занятия второй половины дня школьники приходят по собственному желанию. Здесь осваивают работу в команде, целеполагание и управление проектами. И именно здесь так важна роль учителя не как транслятора знаний, а как наставника, поддерживающего, укрепляющего веру, помогающего сориентироваться в потоке и найти способы самореализации.Современным школьникам не нужны абстрактные знания, им важно осознанное применение полученных навыков уже сейчас, не ограничивающееся олимпиадами. Так, например, в школе №1798 ученики студии Art-Deco за этот год расписали игровые площадки в детском саду и холл столовой одного из корпусов. Журналисты ведут страницу школы в социальной сети. Экологи установили фотоловушку во дворе школы для наблюдения за птицами и ведут дневник. Изучающие французский язык школьники ездят по обмену во Францию и принимают гостей у себя, проводя для них экскурсии по городу. Химики проводят показательные мастер-классы для гостей школы в дни открытых дверей, знакомя с преимуществами профильного обучения. Продолжать можно долго – кружков в школе несколько десятков.Есть и городские проекты, помогающие осознавать важность и развивать «мягкие навыки». Молодежный клуб Soft Skills-2035 при Городском методическом центре регулярно проводит встречи для подростков. В сотрудничестве с клубом в школе прошла встреча «От тайм-менеджмента к эффективному целеполаганию». Теперь в планах сделать эти тренинги постоянными на базе школы.При поддержке Школы новых технологий и организации «Образ жизни» в начале года был запущен профориентационный проект «Своя история». Это модернизированный формат встреч с интересными людьми, «живая библиотека». Цель проекта – ознакомить старшеклассников с особенностями современного мира трудоустройства. Именно так, на реальных примерах, можно показать, насколько важны soft skills и знания, предлагаемые сейчас в основном в сфере дополнительного образования. За два месяца вместе с учениками 11‑х классов мы познакомились с девятью совершенно удивительными людьми, в том числе преподавателем Британской школы дизайна, ювелиром, использующим 3D-печать для создания эксклюзивных украшений, создателем 3D-протезов для малышей, разработчиком мобильного приложения для раннего распознавания болезней по движению глаз, популяризатором и активистом краудфандинга в России и другими. Удивительно, что современные технологии позволяют проводить встречи не только очно, но и онлайн. Кто-то выходил в эфир из Лондона, другие спикеры – из Татарстана. Такой подход значительно расширяет границы доступного. В процессе общения все гости рассказывали ребятам о том, что в наше время карьерный путь довольно извилист, но не менее интересен, за свою трудовую деятельность человек меняет профессию около пяти раз, а значит, учиться придется всегда, но самое главное – не бояться изменений, верить в собственные силы и двигаться по пути к мечте.

Сегодня мы находимся в точке преломления образовательного пространства. Старые, проверенные методы нуждаются в модернизации, новые вырабатываются постепенно и находятся на этапе апробирования. Постепенно образование трансформируется до равенства всех сторон. Учитель и ученик пойдут вперед вместе. Дети научат нас воспринимать этот изменчивый мир как родной, а мы поможем им обрести уверенность и научиться управлять своими способностями и талантами.

Татьяна БРУННЕР, педагог-организатор школы №1798 «Феникс»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте