search
main
0

Мир «цифры»: удастся ли нам его очеловечить?

Педагоги и ученые решали эту задачу в прямом эфире

27 октября ведущие эксперты в сферах образования, психологии и IT на онлайн-конференции «Цифровое образование – новая реальность», организованной Департаментом образования и науки Москвы, обсудили возможности и перспективы цифрового обучения.

Конференция транслировалась в официальной группе Департамента образования и науки в социальной сети «ВКонтакте». Задать вопрос спикерам и присоединиться к онлайн-конференции мог любой желающий. Количество зрителей трансляции достигало более 800 тысяч человек.

– Мы весной вступили в школу завтрашнего дня, – отметил во время онлайн-встречи директор школы №548 «Царицыно» народный учитель России Ефим Рачевский. – Мы должны систематизировать наши приобретения. У детей появилось новое эмоциональное, гуманитарное приобретение. Нет проблемы инструментов, есть проблема иного педагогического дизайна. Как сделать так, чтобы дистанционное не копировало традиционное? Во время дистанционного обучения исчезает традиционный учительский поводок: выйди за дверь, не сдашь ЕГЭ. Выигрывает тот учитель, который этот процесс очеловечивает. На экране видно, если учитель смотрит в шпаргалку. Эти месяцы в дистанционном формате дали намного больше, чем годы профессиональной квалификации. Если мы уже вошли в школу завтрашнего дня и глупо будет это потерять, самое главное топать по ней целенаправленно и осмысленно.

– С одной стороны, я отец двоих детей, с другой стороны – лидер, который развивает различные информационные системы, – говорит заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров. – Я вижу школу как присутственное место, социум, где есть персональное общение детей и учителей, есть совместные игры детей и совместный процесс обучения, а не только трансформация знаний из компьютерной железки или чьей-то головы. Это некий процесс становления личности. Другой вопрос – не надо забывать, что дети стали другими. Очень частая картинка: дети «сидят» в боулинге и играют в боулинг на планшете. Это объективная реальность. Не стоит дискутировать: было ли наше поколение лучше или хуже. Современные дети вот такие – это просто данность. Поэтому необходимо обеспечить правильную трансформацию инструментов, используемых в процессе обучения, чтобы не потерять детей с точки зрения привлекательности для них процесса получения знаний, привлекательности учебы.

– Дистанционное образование – дело командное, – убежден старший методист ГМЦ, учитель информатики Цифровой школы, учитель года Москвы-2018 Игнат Игнатов. – И в эту команду должны войти все – и учителя, и ученики, и родители. Я хочу сказать с позиции учителя. Учитель – организатор деятельности учеников на уроке, он управляет вниманием, эмоциями, информацией. И роль его не меняется. Меняются инструментарий и подходы. Традиционный урок – это событие. Поэтому сегодня нужно думать, как из дистанционного урока сделать педагогическое событие. Здесь проблему не решит только интерактивный контент. Говоря о том, что выходит на первый план, я бы сказал о личном примере учителя.

Учитель русского языка и литературы школы имени Ф.М.Достоевского, активный участник МЭШ Сергей Шилин подчеркивает:
– Никто не говорит, что образование должно полностью переходить в дистанционный формат, нет смысла чинить то, что не сломано. Очный формат обучения, безусловно, будет продолжаться и будет развиваться. Учителям просто нужно перестроить свое восприятие дистанционных уроков и понять, как все это использовать в дальнейшем для расширения и углубления образовательного процесса.

В конференции приняла участие и выдающийся ученый Татьяна Черниговская. Доктор биологических и филологических наук рассказала о том, как влияет цифровое обучение на мозговую деятельность ребенка:
– Сейчас мы все попали в новый мир, и это факт. Современные дети совершенно другие, они уже очень сильно отличаются от нас. Дети, родившиеся в технологическую эпоху, имеют другой мозг, другие сети, и для них необходимы другие условия. Детей необходимо учить метанавыкам, чтобы они были готовы к этим изменениям. Онлайн-образование дает понимание, а не запоминание, дает способность учиться и противостоять стрессам, учит формировать способность жить в цифровом мире.

Научный руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбера Андрей Курпатов поддержал тему изменений:
– Сейчас важно формировать системы комбинированного обучения, где будут формироваться навыки командной работы, лидерства. Важно понимать, что роль учителя будет неизбежно меняться. Педагог будет меняться в рамках этой цифровой волны. Раньше только учителя были носителями знаний. Мы строили отношения с людьми – носителями знаний. Сейчас этого нет. Сейчас можно зайти в Интернет и получить ответ на любой вопрос. Необходимость выстраивать отношения с другими людьми в обществе падает. Поэтому учитель – это не только носитель знаний, это еще и некий психологический коуч. Он дает не просто знания, но и навыки социального взаимодействия, навыки искать новую информацию, применять ее. Педагог должен превратиться в того старшего, с которым ребенок может формировать отношения.

Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы, модератор конференции Наталия Киселева подвела итоги дискуссии:
– Цифровые решения, которые делаются сейчас в образовании, – это помощники нашей реальной школе, помощники для учителей и ресурсы, предоставляющие большие возможности для детей. Мы все прекрасно понимаем, и учителя в первую очередь, что нужны новые методики. Учителю перестроить процесс традиционного образования в онлайн достаточно сложно, меняются форматы и принципы. Сейчас мы приходим к тому, что голос учителя, наставника является важнейшим в разработке цифровой дидактики. Школа, которая у нас сейчас зарождается, уже качественно другая. Нам нужно перестать противопоставлять дистанционное обучение и реальную школу и смотреть, какие есть возможные пути сближения и интеграции, а не делать выбор только в пользу одного или другого.

Комментарий

Мария ЛАЗУТОВА, председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты Москвы, доктор исторических наук:

– Пожалуй, на моей памяти впервые состоялся такой разноформатный и разносторонний разговор по самым актуальным вопросам дистанционного обучения. Причем спикеры были настолько профессионально подготовлены, что даже пятиминутные выступления представляли целостную картину того, как дистанционное обучение вписалось в систему московского образования.

Фактически тематика затрагивала вопросы от общих мировых тенденций цифрового образования и его роли в настоящем и будущем времени до связанных с этим проблем инструментария и основных проблем детей при обучении в дистантной форме, а также сотрудничества учительского и родительского сообществ, работающих на повышение мотивации и качества образования в таком формате.

Конечно, среди общих и отдельных тем особенно подробно и заинтересованно обсуждался вопрос о роли учителя в дистанционном обучении, об изменениях содержания в таком формате обучения, о неизбежной смене дидактики, о том, как сделать в ближайшее время мониторинг наработанной практики и на этой основе создать соответствующие рекомендации, как построить урок-событие и оперативно делиться опытом с коллегами.
Причем эти предложения вносили сами педагоги, успешно работающие в формате дистанционного обучения.

Более 800 тысяч человек по всей России смотрели трансляцию, и интерес от каждого выступления не только сохранялся, но и приобретал дополнительный градус заинтересованности.

Безусловно, дистанционного обучения не может быть без поддержки, понимания родителей, которые приняли активное участие, высказывая свою оценку, задавая вопросы, рассказывая об опыте своих детей в дистанционном обучении.

Крайне интересным было выступление известного советского и российского ученого в области нейронауки и психолингвистики Татьяны Владимировны Черниговской, которая показала, как дистант меняет модели коммуникации в рамках цифрового и дистанционного образования и как изменения влияют на мозговую деятельность детей.

Было много и других очень важных, необходимых и конкретных тем; все материалы можно увидеть в трансляции конференции: https://vk.com/video-103966263_456239303 (официальная группа «Департамент образования и науки города Москвы» в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/educationdep).

Модератор круглого стола, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталия Александровна Киселева практически под каждый блок вопросов давала рекомендации Департамента образования и науки, а также тех структур, которые связаны с цифровым дистанционным образованием.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте