Игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям. Не случайно Шиллер утверждал: «Человек играет только тогда, когда является человеком в полном значении этого слова, и тогда он является человеком, когда он играет». Данная игра по истории России XIII века рассчитана на учеников старших классов. Ее можно провести не только на уроке, но и на заседании клуба знатоков «Что? Где? Когда?» или на факультативе по истории.
Цели урока
Образовательные:
1) актуализировать личный опыт учеников для осмысления событий XIII века, их последствий для Руси, для оценки деятельности Александра Невского и ханов Золотой Орды;
2) обобщить и расширить знания учеников о нашествии монголо-татар и крестоносцев.
Развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития историко-мировоззренческой и информационно-коммуникативной компетенции учеников.
Воспитательная: создать условия для воспитания у школьников чувства гордости за своих предков, уважения и любви к Родине.
Ход урока
Класс необходимо поделить на 1-3 команды (в зависимости от количества учеников), каждая команда выбирает себе капитана, придумывает название, девиз. В качестве жюри приглашаются учителя школы. Далее ученика напоминаются правила игры (в игре будет 14 раундов). Учитель задает вопрос, ученикам дается 1 минута для обсуждения, затем каждая команда дает свой вариант ответа, балл получают те, у кого ответ был правильный и кто первый поднял руку. В игре побеждает тот, что наберет наибольшее количество баллов. Кто будет отвечать на вопрос, решает капитан команды. В ходе игры можно взять музыкальную паузу.
Учитель начитает с эпиграфа:
Мы как послушные холопы
Держали щит меж двух
Враждебных рас –
Монголов и Европы…
А.Блок «Скифы»
I раунд
Перед вами портрет А.Невского художника П.Корина.
Внимание, вопрос: «Чего нет у русского князя А.Невского?».
Минута на обсуждение.
Ответ: «Не хватает щита. На картине Невский выступает сам как щит земли русской, если присмотреться, то можно увидеть: за князем стоят войско, храм».
II раунд
В 1257-1259 годах по всем русским землям татарские «численники» произвели перепись населения и определили точный размер дани для каждого из князей. Известно 14 видов повинностей.
Внимание, вопрос: «Как называлась главная повинность Руси в пользу Золотой Орды?».
Ответ: «Ордынский выход».
III раунд
В сражении на берегу реки Невы сам князь ранил копьем Биргера в лицо. Его по пятам преследовал отважный ратник Гаврила Олексич. Ему не удалось настичь Биргера, но от его разящего меча нашли смерть не меньше 10 врагов.
Внимание, вопрос: «Предком какого великого русского поэта (от которого он вел свою родословную) был этот мужественный воин?».
Ответ: «Это был предок Пушкина».
IV раунд
В русской летописи эта битва описана так:
«…Посмотрел на них Батый свирепый
И, дивяся, вопрошал: «Откуда,
Кто такие? Уж не мертвецы ли
Поднялись из выжженной Рязани?
Уж не крылья ли за их спиною?
Не бессмертьем ли они богаты?
Коли этак с ворогами бьются,
Что за тысячу один выходит,
Что вдвоем они идут за тьму.
Много царств я затоптал конями,
Много видел воинов могучих,
Но таких богатырей удалых
Увидать впервые довелось».
Внимание, вопрос: «Что это за битва, и о каких богатырях идет речь?».
Ответ: «Это битва хана Батыя с рязанцами во главе с Е.Коловратом в Суздальской земле».
Известно, что А.Невский, подавив восстание против ордынцев в Новгороде, велел выколоть зачинщикам глаза и отрезать носы.
Внимание, вопрос: «Почему тогда православная церковь причислила А.Невского к лику святых?».
Ответ: «А.Невский защитил Русь от католиков, за это церковь причислила его к лику святых».
VI раунд
В XIII веке Запад был в напряжении. Ожидали монгольских орд даже в Англии. Через Русь Батый пришел в Венгрию, монголы разбили немецкие, венгерские и польские силы. Из 60 битв монголы не проиграли ни одной, но дойдя до Адриатического моря, они остановились и повернули назад.
Внимание, вопрос: «Почему монголы не пошли на Западную Европу?».
Ответ: «Можно дать две точки зрения: 1) Крайняя усталость армии. Слабый тыл, растянутые коммуникации не давали возможности далеко продвигаться, надолго отходить от баз. 2) Для Батыя оказалось более важным возвращение в степи Монголии к выборам нового Великого хана, чем взятие Рима».
VII раунд
А.Невский одержал две победы над крестоносцами (Невская битва, Ледовое побоище), а с монголо-татарами искал сближения – даже побратался с сыном Батыя Сартаком, и тот принял христианскую веру.
Внимание, вопрос: «Почему А.Невский, успешно сражаясь с крестоносцами, не организовал отпора монголо-татарским войскам?».
Ответ: «А.Невский был дальновидным политиком. Он понимал, что Русь пока еще слаба, чтобы дать отпор монголо-татарам, с ними можно было договориться. Другое дело крестоносцы, их главной целью была экспансия русских земель».
VIII раунд
Происхождение этого выражения относят к далеким временам ордынского владычества. Русские князья, приезжая по делам в Золотую Орду, подвергались унизительной процедуре: чтобы очиститься от всяких «злых мыслей» на хана, православный князь должен был пройти по языческому обряду между двумя кострами. Вот и родилось это выражение, обозначающее тяжелое положение, в которое попадает человек, и выход из которого, может быть, даже заставит его поступиться своим достоинством.
Внимание, вопрос: «Назовите это выражение».
Ответ: «Между двух огней».
IX раунд
Черный ящик (его вносят в зал под музыку).
Некоторые слова, предметы быта, одежда и даже обувь была заимствована русскими у монголо-татар.
Внимание, вопрос: «Какая обувь находится в черном ящике?».
Ответ: «Башмаки».
Перед вами два портрета А. Невского – художника П.Корина и художника В.Васнецова.
Внимание, вопрос: «Почему художники изображают А.Невского могучим, огромного роста и необыкновенно сильным, хотя сохранилась его боевая плащаница (накидка), судя по которой, князь был невысок (меньше 1 м. 60 см), неширок в плечах и вовсе не выглядел Ильей Муромцем?».
Ответ: «За великие заслуги перед Родиной».
XI раунд
Папский посол Плано Карпини, проезжавший в Монголию через южнорусские земли в 1246 году, писал: «Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на полях. Церкви наполнены были телес мертвых».
Внимание, вопрос: «Подумайте, какой слой населения Руси пострадал сильнее? Почему?».
Ответ: «Феодалы – князья, дружинники. Так, из 12 рязанских князей погибли 9, из трех ростовских – два, из 9 суздальских – пять. Погибших дружинников было еще больше. Так, среди московских бояр XVI века нет никого, чьи предки были бы известны до нашествия».
XII раунд
Ученики смотрят фрагмент из кинофильма «Александр Невский».
Внимание, вопрос: «Назовите режиссера фильма».
Ответ: «Сергей Эйзенштейн».
XIII раунд
Перед вами карта одного из сражений.
Внимание, вопрос: «Назовите точную дату этой битвы».
Ответ: «31 мая 1223 года».
XIV раунд
Звучит музыкальное произведение.
Внимание, вопрос: «Как называется музыкальное произведение и кто его автор?».
Ответ: «Это кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева».
Учитель: Жюри подводит итоги игры, а мы с вами обсудим, какой цивилизационный выбор сделала Русь в XIII веке вместе с Александром Невским.
Рассуждения школьников.
Учитель: Таким образом, Русь в XIII веке оказалась между двумя цивилизационными потоками – западно-немецким и восточно-татарским и выбрала второй. Выбор Александра Невского сохранил возможность формирования русской государственности.
Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.
Учитель: Спасибо всем за умные, неординарные, интересные мысли. До новых встреч!
Елена Тарасова, учитель истории Менделеевской средней школы Карагайского района Пермского края, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»
Материалы к уроку Елены Тарасовой доступны к скачиванию по этой ссылке: http://narod.ru/disk/3050078001/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B%20%D0%BA%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%20%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%95.%D0%90.rar.html
Иллюстрация с сайта liveinternet.ru.
Комментарии