search
main
0

Минус на минус дает плюс . НСОТ решили усовершенствовать

В сентябре прошлого года в школах Воронежской области начала действовать новая система оплаты труда. Вопросов и проблем было много: нелегко оказалось перестроить прежнюю систему. И еще труднее было убедить руководителей учреждений образования, бухгалтеров школ и районных централизованных бухгалтерий думать и считать по-новому. Оставаться равнодушной к происходящим изменениям «УГ» не имела права, тем более что обращений в газету от сельских и городских педагогов было немало. Разговор о введении НСОТ в Воронежской области мы начали 13 ноября прошлого года в «УГ» №46: в рубрике «Журналистское расследование» вышла статья «Повышение со знаком минус». Следующим откликом на письма и телефонные звонки учителей был журналистский материал «Плюсов мало, но они есть» («УГ» №50 от 11 декабря 2007 года). В № 2 газеты за 15 января 2008 года вышло сразу два отклика: письмо в редакцию руководителя Главного управления образования Воронежской области Якова Львовича «Позвольте с вами не согласиться!» и мнение председателя Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки Тамары Бирюковой «Споры вокруг НСОТ не утихают».

Но одной полемикой дело не ограничилось. Пожалуй, самым важным результатом «неутихающих споров» (помимо «УГ» к проблемам воронежских учителей не остались равнодушны многие региональные СМИ, в первую очередь газета обкома Профсоюза работников образования «Профсоюзный щит») стало принятие администрацией области постановления №1219 от 29 декабря 2007 года. Объемное восьмистраничное постановление вносит целый ряд изменений в Положение об оплате труда школьных работников – главный документ по НСОТ, утвержденный в мае прошлого года.

Мы очень надеемся, что благодаря принятым (в канун новогодних праздников!) изменениям материальное положение воронежского учительства улучшится.

По поручению Главного управления образования Воронежской области научная лаборатория экономики и инноваций в образовании ВОИПКиПРО подготовила электронные модели расчетов фонда оплаты труда и методические указания по их проведению. Описаны и алгоритмы подбора оптимального соотношения ФОТаз, ФОТнз, ФОТс, где ФОТаз – это фонд оплаты труда, связанный с аудиторной работой (оплата за деятельность, связанную с подготовкой и проведением уроков); ФОТнз – фонд оплаты труда, связанный с неаудиторной работой (все доплаты); ФОТс – специальный фонд оплаты труда (компенсация расходов, связанных с делением классов на группы, объединением параллелей).

Мы попросили Владимира Борисовича Попова, заведующего лабораторией, прокомментировать внесенные изменения в Положение об оплате труда учителей и новые расчетные величины.

– Первый принцип внесения изменений в НСОТ – уменьшение гиперзависимости зарплаты учителя от количества учеников. Второй принцип – перенос доплат за неаудиторную деятельность в базовую часть зарплаты. Третий – обеспечение стимулирующей части ФОТ (премиальные выплаты за качество труда) не менее 30 процентов. То есть если раньше из этой части только половина предназначалась для выплаты премий, то теперь всё. И четвертый принцип – гарантия не снижения уровня зарплаты учителей НСОТ по сравнению с ЕТС.

Важно понять, за счет чего реализуется принцип уменьшения гиперзависимости зарплаты педагога от количества учеников.

Во-первых, не все деньги в фонде зарплаты даются теперь на оплату труда учителя на уроке. Вводится понятие «фонд аудиторной деятельности» (ФОТаз). Его рекомендуемая величина – не менее 60 процентов. Второй момент, за счет чего уменьшается гиперзависимость от количества учеников, – это использование при расчетах показателя средней наполняемости по ступени. Другими словами, если у учителя в классе число обучающихся меньше, чем среднее по ступени (например, в пятом классе 16 человек, в шестом – 18, в седьмом – четыре, в восьмом – девять, а в девятом – восемь, средняя наполняемость получается 11), значит, учителю, работающему с тремя учениками, можно будет платить по среднему показателю, как за 11 обучающихся. Это снизит потерю в зарплате. И еще один момент, работающий на уменьшение гиперзависимости, – применение коэффициента неравномерности наполняемости классов.

Если в школе все оптимизировано, то коэффициент неравномерности равен 1 – классы равномерно укомплектованы. А если складывается ситуация, когда нельзя так четко оптимизировать, тогда надо пользоваться коэффициентом неравномерности. Он позволяет сгладить разброс в зарплате учителей, обусловленный количеством учеников.

Если конкретно говорить о зарплате учителя, стоит особое внимание обратить вот на что. Фонд зарплаты учителей делится на три компонента: фонд аудиторной работы (ФОТаз), фонд неаудиторной занятости (ФОТнз) и фонд специальный (ФОТс).

Что делает фонд аудиторный? Оплачивает уроки. По прежнему принципу. Но сумма денег сюда отдана меньшая, чтобы уменьшить влияние этого фонда на зарплату в целом. Фонд неаудиторной занятости – это все доплаты учителю: за организацию питания школьников (если учитель этим занимается), за обслуживание компьютерной техники, заведование кабинетом, классное руководство, то есть вся неаудиторная работа в этом фонде. Он составляет примерно 20 процентов, но может быть и больше – в каждой школе цифра своя. Также и фонд специальный не может превышать 20 процентов. Этот фонд – часть денег, которая будет компенсировать расходы, связанные с делением классов на группы и с объединением параллелей. В сельских школах сейчас один учитель может вести занятия, например, в первом и третьем классах. Тогда его коэффициент – 1,2. А бывает, что учитель ведет урок сразу в трех, а то и четырех классах. Например, в Ясырской школе Панинского района во всех четырех классах девять учеников – в этом случае коэффициент составляет 1,3.

В примерное соотношение фондов заложено следующее: фонд аудиторной занятости – не менее 60 процентов (слишком сильно понижать его нельзя, потому что он может снизить стоимость бюджетной услуги), фонд специальный обычно по школе составляет 4-5 процентов, но в постановлении его размер указан шире – не более 20 процентов. А фонд неаудиторный высчитывается вычитанием из общей суммы двух фондов – аудиторной занятости и специального.

Важно подчеркнуть, что и соотношение, и порядок распределения этих фондов определяются самим общеобразовательным учреждением исходя из специфики его образовательной программы, неравномерности наполняемости классов и так далее.

Из чего в целом складывается зарплата учителя? Из аудиторной работы (в классе на уроке), из неаудиторной работы (все доплаты), специальной части (компенсация расходов, связанных с делением классов на группы и объединением параллелей) и плюс стимулирующая часть ФОТ (полностью 30 процентов).

Если говорить в целом о внесенных изменениях, подвижки произошли серьезные. Особенно в части снижения гиперзависимости зарплаты учителя от количества учеников. И хотя проблема пока не решена полностью, но работа идет, и положительные изменения есть.

Схематические сокращения:

ФОТ – фонд оплаты труда ОУ

ФОТцст – централизуемая часть (ФОТ централизованного стимулирования руководителей)

ФОТоу – часть ФОТ, направляемая в ОУ

ФОТб – базовая часть

ФОТст – стимулирующая часть

ФОТауп – ФОТ административно-управленческого персонала

ФОТпед.др – ФОТ других педагогических работников (психологи, педагоги дополнительного образования и др.)

ФОТпед.уч – ФОТ педагогов-учителей

ФОТмоп – ФОТ младшего обслуживающего персонала

ФОТг – фонд гарантий

ФОТаз – фонд оплаты труда за аудиторную работу

ФОТнз – фонд за неаудиторную работу (все доплаты)

ФОТс – фонд специальный

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте