search
main
0

Минус или плюс?

Если нет прибыли, то детский лагерь как коммерческий проект не развивается

С педагогической точки зрения отождествлять детский лагерь с бизнес-проектом непривычно и даже как-то… неловко. Но это только на первый взгляд. В рамках межрегионального семинара «Индустрия детского отдыха», организованного Комитетом по образованию Санкт-Петербурга и прошедшего на базе Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, одна из секций так прямо и утверждала: «Лагерь – это бизнес», и предлагала ознакомиться с примерами его успешного ведения.

 

Если переходить на коммерческий язык, то лагерь, как любое предприятие, должен быть рентабельным, а для этого в его развитие нужно вкладывать средства. Как строить работу, чтобы создавать хорошие условия и при этом получать прибыль, рассказала директор коммерческой службы пансионата «Ленинградец» холдинговой компании «Ленинец» Ольга Баканова.

В структуру детского спортивно-оздоровительного лагеря «Ленинградец» входит три лагеря: флагманский круглогодичный «Ленинградец» и два небольших сезонных – «Победа» и «Пламя». До 2017 года у администрации ДСОЛ была только одна задача – выжить и сохранить статус лагеря. С приходом нового руководства была начата работа по улучшению условий проживания детей и сотрудников: отремонтированы корпуса, построены спортивные залы, благоустроены площадки для прогулок и проведения мероприятий.

Лагерь как коммерческая организация, конечно, должен приносить прибыль. Поэтому, как пояснила Ольга Баканова, поначалу урегулировали стоимость путевки, чтобы увеличить объем продаж. Кроме того, разработали программу развития, определили перспективный план. Лагерь был представлен как система подразделений, и каждое подразделение составило список проблем и примерную смету для их решения. Далее работа по устранению недостатков велась, исходя из их приоритетности.

– Общий результат зависит от эффективного сотрудничества всех подразделений. Все бизнес-процессы должны быть четко прописаны, чтобы каждый сотрудник понимал, за что он отвечает, – уверена Ольга Баканова. – Чтобы приносить прибыль, лагерь должен быть конкурентоспособным, а для этого важно изучать стандарты профессионального сообщества, учитывать опыт других компаний, формировать и повышать корпоративные стандарты. Немаловажными являются клиентоориентированность и обратная связь, благодаря которой можно узнать, что нуждается в улучшении и над чем еще нужно работать. Для этого в «Ленинградце» проводились и проводятся анкетирование, опросы в соцсетях и т. д.

Для родителей, конечно, важны условия, в которых будет отдыхать ребенок, но часто определяющей становится цена этого отдыха. Как уточнила Ольга Баканова, негосударственные детские лагеря сами устанавливают стоимость путевки. Она складывается из нескольких составляющих, в том числе из расходов на питание, на ремонтные работы, на зарплату сотрудников, еще закладывается определенный процент прибыли, который позволяет вкладывать средства не только в содержание лагеря, но и на его развитие.

Например, средняя оптимальная цена пребывания ребенка в детском лагере – 65 тысяч рублей за 21 день. Понятно, что не для всех родителей это подъемная цифра, однако в Петербурге тем, кто работает, выдается сертификат на 22 тысячи рублей, которые можно зачесть в стоимость путевки. Таким образом, родителям остается оплатить 43 тысячи рублей. В прошлом и позапрошлом годах очень помогала программа кешбэка на детский отдых, когда родители могли вернуть 20 тысяч рублей. И получалось, что за путевку на 21 день они платили 23 тысячи рублей. То есть отдых ребенка обходился примерно в тысячу рублей в день.

В то же время есть лагеря, куда в основном приезжают дети из семей льготных категорий, стоимость проживания ребенка здесь составляет около 45 тысяч рублей. Это покрывает расходы, но не дает возможности лагерю развиваться и получать прибыль. Как все отражается на качестве услуг? Очень просто. Администрация лагеря вынуждена искать услуги, чтобы уложиться в заданную сумму, значит, придется искать поставщиков, которые предлагают более дешевые продукты питания. Также меньше денег выделяется в фонд оплаты труда, то есть на работу принимают сотрудников более низкой квалификации, более солидного возраста, у которых меньшие запросы по зарплате, также меньше средств будет затрачено на кружки и разные визуальные новшества и т. д. Такие лагеря предоставляют минимальный уровень услуг, что позволяет им держаться на плаву, но не более.

При этом важно понимать, что детский лагерь – это большая ответственность. Отсюда и постоянные проверки контролирующих органов. К ним, как говорит Ольга Баканова, нужно привыкнуть.

– Если вы работаете в ресторанном бизнесе, то знаете, что есть определенные требования и ограничения, их нужно соблюдать, – говорит она. – Все бизнес-планы должны учитывать требования проверяющих и контролирующих организаций, а задача юристов, работающих в ДСОЛ, – постоянно отслеживать нормативные акты, чтобы не было нарушений, за которые начисляются достаточно большие штрафы. Финансовый отдел должен тоже всегда быть в курсе, какие субсидии для малого бизнеса выделяются, и обязательно ими пользоваться.

Четкая и слаженная работа в команде, безусловно, приносит свои результаты: лагерь развивается, расстраивается, формируется сильная команда вожатых и педагогов, дети стремятся приехать вновь и вновь. А если есть спрос, есть и рентабельность.

 

Для сведения

В негосударственном детском лагере один день работы вожатого оценивается в 1350 рублей. За 21 день вожатые получают чуть более 28 тысяч рублей. Для студентов, а именно они работают в этой должности, довольно неплохие деньги.

Рентабельность детского лагеря часто зависит от образовательной программы, которую он предлагает. Если программа интересная, то спрос на нее постоянный и высокий. Стоимость смены по такой программе может достигать 100 тысяч рублей и выше. Программные лагеря часто не имеют своей территории и арендуют площади других детских лагерей или пансионатов.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте