В Госдуме разрабатывается законопроект о трудовом воспитании в школах. Предполагается, что привлекать к труду детей можно будет с согласия родителей или самих учащихся. Прописанные нормы могут ввести в учебных заведениях уже со следующего учебного года.
Сегодня в Госдуме состоялся круглый стол комитета по просвещению на тему «Трудовое воспитание в школе», трансляцию которого можно посмотреть на сайте ГД РФ. Напомним, что в ноябре 2022 года спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил разработать законопроект о трудовом воспитании в школах. Он напомнил, что сейчас для привлечения школьника к труду требуется разрешение родителей. Причем это касается даже таких простых дел как помыть доску или поучаствовать в уборке класса. По мнению Володина, детям нужно прививать трудолюбие и уважение к труду, а пока они воспитываются больше как потребители. При этом просьбы ввести трудовое воспитание поступают и от учителей, и от родителей.
Как сегодня рассказала председатель думского комитета по просвещению Ольга Казакова, к обсуждению законодательных изменений, касающихся трудового воспитания, подключились учителя и родители. Согласно опросам, только 5% родителей против труда школьников. Они опасаются, что в школах детей будут привлекать к сложным работам или использовать их труд в своих интересах. Сейчас в учебных заведениях ребят привлекают к труду только в рамках образовательной программы, вне ее – только по согласию родителей. Поэтому в законе предлагается прописать, что к труду можно привлекать учащихся с разрешения родителей или с согласия самих детей. Документ планируется рассмотреть в Госдуме в весеннюю сессию.
Директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ Максим Костенко заявил, что ведомство поддерживает изменения в закон, которые сделают трудовое воспитание в школах обязательным. Он отметил, что школа – это не оторванный от социального контекста институт, а, скорее, самый консервативный социальный институт, реагирующий на все изменения, которые происходят вне стен учебного заведения. По его словам, это плюс и сила школы. Костенко напомнил, что когда вместо уроков труда вводили технологию, то это делали, естественно, не по желанию учителей и директоров, а потому что изменились социальные контексты.
По мнению Костенко, сегодня в школах есть все возможности для трудового обучения. Это может быть и модульный принцип, например, минимум 14 часов с 5 по 9 класс могут уйти на слесарное дело, металлообработку, растениеводство, животноводство. «Я условно говорю. Тут уже искусство директора и учителей. Здесь кадры решают все. Есть люди, которые хотят: и убедят родителей, и учителей, найдут какие-то варианты», – добавил он.
Максим Костенко заявил, что Минпросвещения по поручению министра прорабатывает внесение изменений в стандарты по изменению технологии на труд, трудовое обучение. Он пояснил, что трудовое обучение (урок) важно рассматривать в контексте общего подхода. То есть надо договариваться в первую очередь с учителями, педагогическими коллективами, родителями. И предлагать не только те варианты, которые были в прошлом, но и те, которые приведут в будущее.
«Мы должны понимать, что школа не должна стать мастерской. Труд не должен стать обязаловкой, чтобы не вызвал отторжение», – уточнил Костенко. И напомнил, что с этого года профориентация вошла как составляющая часть во внеурочную деятельность. Он подчеркнул, что Минпросвещения изменения в закон поддерживает, готово внести их в стандарт. Но нормативные изменения должны подтверждаться деятельностью каждого на местах.
По мнению зампредседателя Госдумы Бориса Чернышова, в российских школах для ребят, которые привлекаются к трудовому воспитанию, нужно ввести знаки отличия. Со временем этот формат можно было бы использовать как систему стимулирования и поощрения, уточнил он.
Комментарии