Комплексная работа по совершенствованию инженерного образования ведется Минобрнауки РФ. Об этом сообщил замглавы министерства Дмитрий Афанасьев на совещании по вопросу участия университетов в обеспечении технологической независимости России.
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев рассказал, что комплексная работа по совершенствованию инженерного образования ведется сразу по ряду направлений. Так, вузам на 2024/25 учебный год на инженерные направления будет предоставлено 254 081 бюджетных мест по всем уровням образования, что на 2 263 места больше, чем в прошлом году.
Минобрнауки вместе с Минпросвещения реализует проект по развитию инженерного образования, который обеспечивает преемственность между получением знаний в школе, вузе и научной деятельностью. Также данный проект поможет повысить качество школьного физического образования. В рамках проекта утверждены 29 ключевых инициатив, в том числе разработка современных подходов к обучению физике, организация мероприятий по профориентации со школьниками, проведение программ повышения квалификации для учителей.
По словам замглавы Минобрнауки, благодаря реализуемому проекту ЕГЭ по физике 2024 года было значительно усовершенствовано. Так, сократилось количество заданий, поэтому экзамен стал гораздо привлекательнее для выпускников и более ориентированным на потребности инженерных вузов к уровню подготовки школьников. А на созданной платформе физикадлявсех.рф запущен ряд образовательных курсов для школьников по физике и математике, в рамках которых уже учатся более 30 тыс. человек.
В России создана обширная сеть Студенческих конструкторских бюро (СКБ), которая объединяет студентов, молодых ученых, рабочих и инженеров до 35 лет. На сегодняшний день в 245 вузах функционируют 177 Студенческих конструкторский бюро и 425 объединений. В прошлом учебном году в их работе приняли участие почти 86 тыс. студентов. Также в качестве ранней профориентации и для привлечения талантливых выпускников в работе таких бюро участвуют более 97,4 тыс. школьников.
Для школьников, которые интересуются физикой и математикой, реализуется проект «Инженерные классы». Ребята проходят обучение по профилю судо- или авиастроения. Например, в прошлом году флагманские вузы проекта — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Московский авиационный институт — организовали программы дополнительного профессионального образования для 517 учителей школ.
Также каждый год вузы проводят олимпиады, самые популярные из них — Национальная технологическая олимпиада, Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор», Высшая проба, Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета.
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется для подготовки высококвалифицированных инженерных кадров. Передовые инженерные школы — это специальные структурные подразделения вузов, которые привлекают к обучению высокотехнологичных компаний. В текущем году количество передовых инженерных школ будет увеличено с 30 до 50.
Комментарии