search
main
0

Минное поле По нему ежедневно бредут миллионы школьников

На районной олимпиаде по русскому языку одно из заданий состояло в том, чтобы написать сочинение-миниатюру “Мое отношение к русскому языку”. Тексты этих мини-сочинений, вплоть до количества восклицательных знаков, выбиты на жестком суглинке нашей памяти. Рука их пишет рефлекторно, как поздравительную открытку юбиляру от имени трудового коллектива; все в них пристойно и чинно: сдержанная похвала Пушкину и Толстому за то, что писали на русском языке, в заключение – негромкий призыв ко всем, кто считает себя культурным и образованным человеком, беззаветно любить и беречь свой родной язык.

Но одна девочка написала много и, как говорится, с сердцем о том, что не любит русский язык, что ей больше нравится английский, и, доказывая его особенную певучесть, привела несколько примеров. Нет, на девочку не обрушился карающий топор общего негодования, напротив, несколько задиристую, но изящно написанную работу члены жюри оценили высоко. Автора поощрили. “Девочка написала так, как она думает! Это же прекрасно!” Но в короткой и вялой полемике о количестве баллов за конкретную работу, в разговорах о трагическом характере современной эпохи исчезла главная проблема – почему дети не любят свой язык.
“Зачем в школе изучать русский язык?” – вот прямой вопрос, который повисает в глухой тишине. Правда, в любой объяснительной записке к школьной программе вы найдете монументальные формулировки: “В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения”. Еще одна цитата: “Свободное владение родным языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности”. Все написано правильно, логично и мудро! Но не в первый раз мы решаем делать одно, а делаем совсем другое. Вчера фраза “кто контролирует язык, тот контролирует сознание” была всего лишь цитатой из романа Д. Оруэлла, сегодня она – закономерность, а мы – факты, ее подтверждающие.
Для чего человеку нужен язык? Он обеспечивает ему свободное, безопасное и полноценное существование в ареале определенной культуры. Он нужен для жизни! А что такое русский язык как школьный предмет? Разновидность утомительной гимнастики? Форма эзотерического знания, назначение и сокровенные символы которого открывают только посвященным? Краткий конспект увесистого фолианта “Русская грамматика”? Что такое русский язык с точки зрения ученика? Это бесконечное минное поле, по которому заставляют идти человека. Откройте школьный учебник на любой странице, посетите любой урок русского языка. Что вы там увидите? Дается слово, предложение, текст, которые надо правильно написать. Существует некий эталонный правильно написанный текст, и ученик должен не создать его, он должен его в точности воспроизвести. Как мы там писали в программе: “Свободное владение родным языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности”? В сознание школьника вколачивается мысль о том, что русский язык – это какая-то надменная, очень своенравная (если не сказать самодурная) царица, которая с брезгливой холодностью относится к непросвещенной черни. “Жареные пирожки пишется одна “Н”, а в словосочетании “жаренные в масле пирожки” пишется удвоенная “НН”…” – не логикой, а только капризными причудами можно объяснить эти вывихи. Больше половины учеников в слове “девчонка” после шипящей напишут “е”, и в этом есть логика; они пытаются обозначить отчетливую мягкость “ч”, однако здесь несчастного ждет ловушка! Что может добавить в слове “ночь” наличие или отсутствие мягкого знака?!
Речь не идет о том, чтобы отменить все правила. Речь идет о том, что мы не учим тому, чему надо учить. Мы похожи на мужика, который пошел удить рыбу, но увидел в траве ягоды, начал собирать одну за другой и, увлекшись, забыл, зачем вышел из дома. Мы хотели ученика научить эффективному пользованию языком, раскрыть секреты выразительной, точной речи, а сами занимались тем, что вместо точек ставили пропущенные буквы. И каков результат: ученик все равно не знает, когда и сколько “Н” писать, а язык как средство, как пользовательский инструмент остался для него тайной за семью печатями.
Но нельзя куда-нибудь идти только для того, чтобы не стоять на месте. Мы же знаем цель изучения родного языка, мы же ее четко и ясно сформулировали. Значит, дело упирается в решение сугубо методических вопросов: надо создать такие обучающие технологии, которые бы научили человека эффективно использовать весь арсенал языковых средств для обеспечения своей жизнедеятельности. Разговариваете ли вы с пьяным хулиганом, пишете ли вы письмо девушке, просите ли вы у начальника дать вам отгул – в чреде этих и подобных этим ситуаций протекает ежедневная жизнь человека, и от правильного пользования языком зависит его здоровье и благосостояние. Вот этот слой жизни и должен стать предметом для русского языка. Тогда-то упражнения по орфографии из бессмысленных головоломок превратятся в специфическое средство для решения конкретной жизненной задачи: если вы, устраиваясь на работу, в своем резюме наделаете много ошибок, то вам, вероятно, откажут, неправильно поставленное ударение в слове “магазин” выдаст вашу низкую речевую культуру и осложнит взаимодействие с партнером по общению. Надо учебно-тренировочный материал привести в соответствие с заявленными в учебных программах целями. Для этого необходимо значительно расширить набор возможных вариативных написаний, увеличить количество упражнений, состоящих в моделировании высказываний разных видов, практическая направленность в обучении языку должна основываться на решении конкретных речевых ситуаций.
Как видите, ничего нового, ничего революционного я не предлагаю, просто русский язык надо вырвать из липкой паутины схоластических полемик (“ть” в инфинитиве – это суффикс или окончание?) на простор неистовой жизни, где войны начинаются из-за того, что люди не так друг друга поняли и сказали не те слова, которые нужно было сказать, ведь правильно писать и говорить – значит не что иное, как правильно мыслить, правильно делать и правильно жить.
Владимир АЛЕКСАНДРОВ,
учитель
п. Рощино,
Сосновский район,
Челябинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте