В отличие от форумов прошлых лет, на которых открытие плавно перетекало в неформальную беседу педагогов с представителями органов власти, в этом году диалог был перенесен на утро следующего дня. Небольшая задержка с его началом дала возможность участникам погрузиться в свою непосредственную деятельность – знакомство с методикой преподавания русского языка, продемонстрированной ведущими мастер-классов: помощником ректора ЧИППКРО Александром МАШУКОВЫМ и педагогом дополнительного образования агаповского Дома пионеров и школьников Натальей ТОНКУШИНОЙ. Поэтому на разговор участники слета уже вышли «разогретыми» и в свободной одежде.
Поддерживая рабочую, а вместе с тем непринужденную атмосферу форума, заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена КОУЗОВА предложила начать диалог с обсуждения фигуры, установленной на сцене саткинской школы №40, где проходила рабочая часть слета.- Как вы думаете, кто это? – обратилась к собравшимся модератор разговора.- Учитель! – без всякого намека на сомнение отреагировал зал.- Более того, ее поза – руки «колесом», зафиксированные на талии, – явно говорит о доминировании, – вскрыл суть манекена завкафедрой гуманитарного образования Регионального института развития образования ЯНАО Сергей ТИХОНОВ. – Именно в такой позе в сказке всегда изображают бабу, сварливую хозяйку положения.После этого объяснения, казалось, стена недоверия между сидящими на сцене VIP-гостями и педагогами в зале была сломлена. Со всех сторон посыпались версии о значении фигуры и ее деталей, важнейшей из которых оказалась так называемая шишка, призванная изобразить пучок волос на голове учительницы. «Это шишка ума», «связь с космосом», «нет, с министерством!», «наношишка»… Предположения еще бы долго веселили собравшихся, но модератор Елена Коузова вернула всех к главной теме и попросила гостей объяснить, что же все-таки это такое – «образование».- Елена Александровна, вы меня в тупик ставите! – почти с отчаянием отозвался министр образования Челябинской области Александр КУЗНЕЦОВ.- Образование – это тупик! – резюмировала Елена Коузова.Другие гости были более традиционны в высказываниях: вице-премьер Ирина ГЕХТ призналась, что для нее образование – «это жизнь», для заместителя президента Российской академии образования Виктора БАСЮКА это «любимая работа», для главы Саткинского района Александра ГЛАЗКОВА – «образованные люди вокруг». «Для меня это все: и радость, и счастье, и эта шишка с проблемами», – заключил председатель обкома профсоюза Юрий КОННИКОВ.Доцент АПК и ППРО Елена ПАХОМОВА считает, что «образование – это создание образов». Ее поддержал зал, высказав мнение, что «образование должно помочь человеку создать свой человеческий образ».После обсуждения образования с точки зрения философии и экономики зрителям была предложена самая ответственная часть «Разговора без галстуков» – право задавать вопросы, которым никто воспользоваться не пожелал. Вероятно, стена недоверия была разрушена частично. Выручил своих коллег Александр МАШУКОВ, пойдя в контратаку на гостей: «А какие вопросы есть у вас к образованию?»«Я все еще в тупике», – вновь «растерялся» Александр Кузнецов, пояснив в дальнейшем, что система образования – это социальный лифт не только для человека, но и для общества в целом, и рывки вперед происходят там, где образование не просто социальная услуга, а инструмент развития, которым надо правильно воспользоваться.Размышления министра поддержали те, кто относится к системе государственного управления, высказав свои суждения о том, какими бы они хотели видеть и школу, и ее взаимоотношения с обществом. Но у других гостей были свои вопросы к учителю.«У меня есть всего один вопрос, он касается системы повышения квалификации. На мой взгляд, это достаточно уязвимая структура, потому что не везде есть концепция ее существования и развития, – высказалась Елена Пахомова. – Веер возможностей повышения квалификации большой, у педагога как будто есть право поехать туда, где он хотел бы поучиться, и получить то, что ему жизненно необходимо. А есть ли у него такая реальная возможность?» – закончила свой, пожалуй, риторический вопрос представитель АПК и ППРО под одобрительный гул зала.Лидер обкома профсоюза Юрий КОННИКОВ поинтересовался, стали педагоги лучше работать после повышения зарплаты или нет. Как выяснилось в ходе мини-опроса, большинство учителей считают, что зарплата – далеко не главная причина повышения качества. Однако и у меньшинства были свои претензии.«Настанет ли то время, когда мы за 18 часов будем получать столько же, сколько сейчас получаем за 1,5-2 ставки?» – спросила учитель года-2014 Анна СТЕЛЬМАХОВИЧ под одобрительные возгласы большинства, которое пыталось докричаться до сидящих на сцене и объяснить, что нормы учительской нагрузки появились не случайно, что это оптимальное время, данное на качественную подготовку и проведение уроков.«А будем ли мы получать хорошую заработную плату за хороший результат, а не за 18 часов? А почему вы считаете, что деятельность учителя – это 18 часов? – взбудоражил зал своим вопросом Александр Кузнецов. – Не за горами 2020 год – точка, после которой страна перейдет на ФГОС второго поколения, которые предполагают обучение только в одну смену, и вторая смена будет неакадемической, часов будет мало, но работы меньше не станет».Но зал продолжал настаивать на своем, решив зайти с другой стороны. Коснулись высокой нагрузки учителей математики, которых не хватает, и проблемы старения педагогического корпуса. Несмотря на перспективу снижения нагрузки через несколько лет, учителя уверены в том, что все будет с точностью до наоборот: «Математикам придется вести не по 36, а по 56 часов». И, услышав в ответ, что, создавая преференции в виде заработной платы, иных условий, математиков привлечь можно, те же математики задали еще один вполне ожидаемый вопрос: «Почему в школах нет молодых специалистов?»«Я, когда был министром образования Иркутской области, часто собирал молодых специалистов и задавал им тот же вопрос. Ждал разных ответов: маленькая зарплата, отсутствие жилья и так далее, а услышал совершенно неожиданный ответ, – поделился Виктор БАСЮК. – Реальная история молодой учительницы, которая пришла в школу, а директор ей заявила: «Да, нам нужны учителя, потому что Марь Ванна одна не справляется, ей 65 лет – мы вам рады. Но хочу предупредить: поскольку она пожилая, у нее хозяйство и к первым урокам она приходить не может, вы будете вести 1‑й, 2‑й, 5‑й уроки в первой смене и 3‑й, 4‑й уроки – во второй». Как вы думаете, молодой специалист осталась работать в школе? А потом, у стажистов очень серьезная ревность, потому что надо делиться часами с молодыми специалистами, заведованием кабинетами и так далее, то есть тем, что увеличивает зарплату».Выслушав мнение стажистов-управленцев о том, что для привлечения молодежи надо учесть слишком много социальных факторов, новое поколение парировало устами молодого специалиста, учителя физики аргаяшской школы №1 Ольги ГОМИЗЯКОВОЙ:- А вы нам доверяете?- Вопрос про доверие надо задавать родителям! Речь должна идти о качестве образования, которое, к сожалению, на сегодняшний момент оставляет желать лучшего, – ответил Александр КУЗНЕЦОВ.На этом непростом моменте выяснения отношений, по предложению модератора, был поставлен самый «важный знак препинания в образовании – многоточие». «Разговор без галстуков» был продолжен на КВН, где все острые темы прозвучали в новом контексте.По материалам газеты «Вектор образования», приложение «Наш профсоюз»
Комментарии