Этой фразой завершилась недавно коллегия Минобразования РФ. А началась она словами В. Филиппова: “Сегодня в России существует серьезнейшая опасность наркотизации общества. По значимости она на втором месте после проблемы беспризорности. Мы должны бить в набат!”
Вот только некоторые цифры, прозвучавшие в ходе коллегии: в больших городах 22,6% детей и молодежи с 12 до 22 лет (примерно 2,5 млн. человек) пробовали наркотик. Доля наркозависимых в школах этих городов – более трех процентов, студентов техникумов – 14%, вузов – 20%. Мнение министра: вложить деньги в профилактику наркомании государству гораздо выгоднее, чем в лечение. Поэтому каждое образовательное учреждение, начиная с начальной школы и кончая вузами, должно иметь собственный кабинет антинаркотического ликбеза, наркопост.
Министерству известны факты, когда директора школ, техникумов делают вид, будто бы эта проблема их не касается, а сами втихомолку избавлялись от наркозависимых учеников и студентов. Эта позиция недопустима, поскольку она противоречит правам детей и подростков. Хотя понятно: не каждому ребенку приятно учиться в одном классе с наркоманом. Недопустимо и другое – ограничить профилактику наркомании одной-двумя лекциями в год или проведением конкурса на лучший плакат: “Скажи наркотику: “нет”. Работа должна вестись систематически и на всех уровнях: от региональных управлений образования до школ, потому что наркотики пришли к нам надолго.
Министерством намечен план мероприятий на 2002-2004 годы, который и обсуждался на коллегии. Важно, вытесняя наркотики, вернуть в нашу жизнь установки на физически и духовно здоровый образ жизни.
Уже в этом году в Московской области откроются два реабилитационных центра для несовершеннолетних наркоманов. Однако такие центры должны в ближайшие годы возникнуть в каждом из семи регионов, где находятся полномочные представители Президента России. А пока в каждом районном центре – штабы профилактики. И тут надо объединять усилия образовательных, медицинских и учреждений МВД. Ведь в наркобизнесе участвуют сегодня многие из тех детей, кто бросил школу. Их следует выявлять. Во время ежегодной диспансеризации учащихся ненавязчиво выяснять, кто из подростков употребляет наркотики. И затем лечить, но таким образом, чтобы дети и молодые люди продолжили образование и получили профессию. Это очень сложная задача, требующая спецкадров и средств. И первое время, говорилось на коллегии, следует опираться на тех педагогов (в том числе дополнительного образования), тех представителей родительских комитетов, которые пользуются наибольшим доверием школьников и студентов. Кроме того, на дисциплины ОБЖ, “Экология”, “Биология”, “Химия”, “Граждановедение”, “История”, “Физическая культура”. И, конечно же, на те 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, которые уже созданы по стране; на службы доверия, подростковые и молодежные клубы. В общем, площадку для наркопостов надо создавать всюду, где есть для этого возможности.
В планах министерства на 2002-2004 годы – введение спецкурсов, факультативов по профилактике наркомании во всех педагогических вузах; подготовка специалистов, в частности – на базе институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования. Нужны и лекторы, и социальные педагоги, и воспитатели. Пособия, учебники, методики, а также свежая научная информация должны дойти до каждого директора школы, училища, техникума. Знаете ли вы, например, что многим нашим детям известны сто наименований наркотических веществ? Скорее всего, нет. А вот наркодельцы скупают результаты последних исследований наших социологов и психологов, чтобы вернее делать свое черное дело, прозвучало на коллегии.
И последнее: Министерством образования РФ внесены предложения по изменению действующего законодательства, которое регулирует противодействие распространению наркомании и обороту наркотиков. Пока что закон слишком терпимо относится как к самим наркозависимым, их “хочу – не хочу лечиться”, так и пропаганде наркотиков в печати и на телевидении. В соответствии с распоряжением Президента РФ указанный законопроект должен быть внесен в Государственную Думу Федерального Собрания во втором квартале 2002 года.
Ирина ЛАНГУЕВА
Комментарии