search
main
0

Министр обороны Российской Федерации Сергей ИВАНОВ: Мнение, что мы готовим в военных вузах “ремесленников от войны”, – ошибочно

– Сергей Борисович, несмотря на то, что будет продолжаться сокращение Российской Армии, в этом году снова возрос конкурс в высшие военно-учебные заведения. Как вы считаете, почему?
– Я вижу три основные причины. Во-первых, постепенно изменяется к лучшему отношение общества к тем, кто избрал для себя профессию защитника Отечества. Остались в прошлом годы безоглядной, а порой и необоснованной критики в средствах массовой информации Вооруженных Сил, превращения их в глазах молодежи чуть ли не в подобие мест заключения. Возрождается на новых принципах военно-патриотическая работа, в школах стали больше внимания уделять воспитанию молодежи в духе гордости за свою Родину, ответственности за ее защиту. Офицерская профессия вновь становится престижной и привлекательной для юношей. Во-вторых, принимаемые Президентом и Правительством Российской Федерации меры по улучшению социальной защищенности военнослужащих, значительному увеличению в течение 2002-2004 годов их денежного содержания при сохранении всех основных выплат, предусмотренных Законом “О статусе военнослужащих”, ставят офицеров по уровню жизни в один ряд с федеральными государственными служащими. И, наконец, в-третьих, растущая с каждым годом коммерциализация гражданской высшей школы не позволяет многим юношам получить качественное бесплатное образование. А военно-учебные заведения по-прежнему дают такую возможность.

Досье “УГ”

Сергей Борисович ИВАНОВ родился 31 января 1953 года в городе Ленинграде. Окончил переводческое отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета, затем высшие курсы КГБ СССР в городе Минске, 101-ю школу Первого Главного управления КГБ (ныне Академия Службы внешней разведки).
С 1981 по 1998 год прошел путь от оперуполномоченного Первого Главного управления КГБ СССР до первого заместителя начальника одного из управлений Службы внешней разведки Российской Федерации. Был в трех длительных зарубежных командировках в скандинавских странах и Африке.
После реорганизации КГБ продолжил работу в Службе внешней разведки Российской Федерации, а затем – в Федеральной службе безопасности РФ. С августа 1998 года – заместитель директора ФСБ – начальник Департамента анализа, прогноза и стратегического планирования ФСБ. С 15 ноября 1999 года – секретарь Совета безопасности Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 28 марта 2001 года назначен министром обороны Российской Федерации.
Владеет английским и шведским языками.

– Сергей Борисович, некоторые девушки мечтают учиться в военных вузах. Есть ли такая возможность сегодня? И вообще, много ли служит сегодня в армии лиц женского пола?
– Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе” не устанавливает ограничений для поступления на военную службу по контракту по половому признаку. Нет таких ограничений и для поступления в военно-учебные заведения. Девушки должны соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военным специальностям, а также требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки.
В то же время в силу объективных условий большинство девушек не могут занимать должности, связанные со значительными физическими и морально-психологическими нагрузками. Поэтому в вузы Министерства обороны они принимаются лишь по специальностям финансового профиля и некоторым специальностям связи. В частности, девушек принимают в Новочеркасский военный институт связи и Ярославский филиал Военного финансово-экономического университета. Более широкие возможности для поступления дают военно-учебные заведения других “силовых” министерств и ведомств.
В настоящее время в армии и на флоте проходят военную службу по контракту более 68 тыс. женщин (чаще всего это медики, связисты). В подавляющем большинстве они успешно справляются со своими служебными обязанностями. Около 45% женщин – офицеры, прапорщики и мичманы. Более 77% женщин-офицеров имеют военное специальное образование, они окончили военные академии, университеты, институты. Средний возраст женщин-офицеров – 32 года, прапорщиков – 36 лет.
– Из истории мы знаем, что до революции офицеры были не только блестящими военными, но и настоящими интеллигентами. К сожалению, в годы советской власти гуманитарная составляющая военного образования сводилась в большинстве своем к политико-массовой работе. Новой России нужны новые военные. Учат ли их в военных вузах чему-то еще, кроме их непосредственной специальности?
– Начиная с 1996 года учебные планы и программы военных вузов разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Обязательным их компонентом вне зависимости от специальности подготовки офицера является цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В их числе история, философия, культурология, экономика, педагогика и психология, иностранный язык и другие. Обязательной дисциплиной, необходимой каждому военному человеку, является военная история. Впрочем, и раньше было примерно так же. В настоящее время вы не найдете чрезмерной идеологизации общественных наук, характерной для прошлых лет, содержание и направленность обучения ориентированы на реалии сегодняшнего дня.
– После 91-го года в средней школе практически была разрушена ранее существовавшая система воспитательной работы. Особенно много нападок обрушилось на военно-патриотическое воспитание. Сегодня, к счастью, все понемногу начало восстанавливаться. Каким, на ваш взгляд, должно быть военно-патриотическое воспитание в школе? И должна ли школа вообще готовить подростков к службе в армии? Если да, то как?
– Честно говоря, я всегда считал, что наша школьная система воспитания была если и подорвана в силу известных обстоятельств, но не разрушена. Несмотря на тяжелейшее социально-экономическое положение, учителя российских школ, на мой взгляд, стараются честно выполнять свой профессиональный и гражданский долг перед обществом.
Что касается патриотизма, то это неотъемлемое качество личности граждан любого государства. Во все времена, с Древней Руси и до нынешних дней, патриотизм был и остается одной из основ духовного единства Государства Российского.
В последние годы некоторые духовные качества, ранее всегда присущие нашему народу, частично утрачены. Произошла деформация сознания многих людей; самим понятиям “патриотизм” и “патриот”, иногда совершенно безосновательно, пытаются придать националистический характер, патриотическое воспитание почему-то связывают с насилием, подавлением личности.
Я не приемлю таких оценок и подходов и глубоко убежден в том, что на современном этапе развития нашего государства воспитание у граждан патриотизма, высоких нравственных качеств приобретает особую значимость. И роль школы в этом процессе трудно переоценить.
Я не разделяю тревог той части общественных деятелей, которые видят в допризывной подготовке молодежи, в том числе и в рамках школьной программы, посягательство на свободу личности граждан, удар по демократическим основам российского общества. Критические высказывания по поводу самого факта организации такой подготовки, на мой взгляд, носят спекулятивный характер, многие доводы “против” – надуманные, популистские, а их авторы, похоже, преследуют конъюнктурные цели.
Кстати, на Западе – в США, Великобритании, Германии, во Франции и вопроса о необходимости патриотического воспитания не возникает, и допризывная подготовка молодежи к службе в армии в школах и колледжах там проводится. Например, в Великобритании военная подготовка в школах, именуемая “Системой вневойсковой подготовки”, организуется и проводится среди мальчиков и даже девочек в возрасте от 11 до 18 лет.
В России обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе определена положениями Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 года. Если говорить о формах такой подготовки, то по этому вопросу в отечественной системе среднего образования был накоплен немалый опыт. Вооруженные Силы тоже не остаются в стороне.
При этом важно понять, что в конечном счете такая работа ведется в интересах государства, общества, граждан страны. На первый план выдвигаются воспитание нашей молодежи на героических примерах нашей истории, привитие юношам любви к своему Отечеству, готовности к его защите.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте