Через полгода должен начаться эксперимент по отработке нового содержания образования. Но пока экспериментировать не с чем.
Похоже, правы те, кто считает, что никакие реформы нам в ближайшее время не грозят. Слишком медленно развиваются события в “верхах”. Почти год прошел с январского Всероссийского совещания работников образования, на котором была одобрена концепция нового содержания и структуры общего образования. Тогда же были сформированы рабочие группы по образовательным областям. По плану Минобразования, концепции должны быть уже практически готовы. Но специалисты считают, что на сегодняшний день эти документы никуда не годятся.
Цитирую Аналитический доклад Экспертно-аналитического центра обновления образования при Национальном фонде подготовки кадров: “Существенные недостатки представленной на экспертизу совокупности концепций содержания образовательных областей не дают возможности в достаточной мере использовать их для разработки документов следующего уровня – определение минимума содержания образовательных областей и подготовки примерных программ по учебным предметам”.
Вот только некоторые из этих недостатков.
Исследования показывают, что наши ребята сильны в теории и совершенно не умеют применять знания на практике. Все концепции в той или иной форме ориентированы на применение знаний в различных видах деятельности. Но лишь некоторые из них – по обществоведению, искусству, физической культуре, технологии, ОБЖ – ориентируют на решение проблем, актуальных для сегодняшних учеников.
Ни одна из концепций не предусматривает сокращения объема изучаемого материала. Кроме того, практически нигде не учитываются возрастные характеристики ребенка, за исключением концепции начального образования.
Опросы школьников, проведенные в четырех регионах центральной части России, показали, что 32% учеников тратят на выполнение домашнего задания четыре часа и более. В концепциях образовательных областей ничего не сказано о том, сколько времени дети должны затрачивать на классную и домашнюю работу.
А главное – совокупность концепций не является системой. “Следует обратить особое внимание на достижение единства методологических подходов к разработке концепций содержания отдельных областей”. Это мнение уже не аналитиков, а министра образования России. На недавней конференции “Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования” Владимир Филиппов постановил: концепции не настолько плохи, чтобы начинать работу сначала. Нужно собрать на совет по три представителя от каждой рабочей группы, выработать общие позиции и затем доработать документы в комиссиях. Консультации будут идти галопом, потому что уже 20 февраля, как настаивает министр, концепции образовательных областей должны уйти в регионы.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии