Подготовлена 21 программа по физике. Можно выбрать любую. А как же стандарт? Это один из вопросов, на которые пытались найти ответ на консультативной встрече экспертов Совета Европы по образовательным стандартам. Она состоялась в Москве 12-15 сентября.
Руководитель авторской группы “Концепции федеральных компонентов образовательного стандарта…” Вадим Семенович Леднев, теперь уже глава национального центра стандартов и мониторинга в образовании, нашел формулу, которая обосновала необходимость встречи: “Без стандартов школа как государство без конституции”. Сравнение обязывало… И тут-то выяснилось, что, хотя эксперты Совета Европы – “варяги” высоко ценят саму затею поставить российскую школу на “колеса” стандарта, к самому документу у них немало прет ензий.
Неоднократно выступала на совещании Иоке Воокт из Голландии. Она работает на факультете педагогических наук и технологии университета в Твенте. Участвует в программе помощи нашим ученым с конца 1992 года. Побывала в Вологде и здесь, в прекрасном северном городе, была участницей долгого эксперимента. Вместе с российскими коллегами “внедряла” стандарт в школьную жизнь, разрабатывала учебник “География Северо-Запада”, региональный предмет “Экономика”… Так что Иоке судила о концепции В.Леднева не “теорети чески”.
…Итак, в базисном плане слишком подробно рассказывается о том, какие предметы, сколько часов и в каком классе следует изучать. Эта детализация неизбежно ограничит автономию школы. “В Голландии школы сами решают, в каком классе, в шестом или в седьмом, ввести, например, информатику. Когда устроить экзамены. Лишь бы школа вовремя проинформировала инспекторов об их сроках и о том, какие успехи учащихся ожидаются”. Дело в том, что в стране Иоке много внимания уделяется “выходным данным”, то есть знаниям, полученным учениками. Это потому, что сами госстандарты создаются прежде всего с этой целью. Они должны обеспечить на всех уровнях (государственном, региональном, школьном) все условия для получения учениками полновесных знаний. В обсуждаемом на встрече документе, конечно, сказано: “Стандарты должны быть сфокусированы на нормативы финальных результатов”. Однако в “Концепции…” оценочная система “выходных данных” разработана плохо.
По мнению Иоке, с преподавателей не следует спрашивать слишком строго до тех пор, пока в документе по стандарту не будет зафиксирован и такой – “стандарт по школьной организации”. А это вещь замечательная! Та материально-техническая, научная база, котора я должна помочь учителю обеспечить “финальный результат”.
Кроме того, в документе следует зафиксировать гарантии учителю постоянно повышать его квалификацию.
Иначе говоря, стандарт обозначает всю ответственность властей за то, чтобы наши дети получили качественное образование.
Темнокожий англичанин Джон Синг, не стесняясь, говорит о себе, что он уже немолод и у него достаточный опыт работы в управлении стандартов образования в Великобритании. Он оценил профессионализм российских учителей и уровень знаний учеников хороших школ. Однако заметил, что нам следует еще ввести стандарт поведения школьника. Ведь дисциплина учеников – важное условие рабочей обстановки на уроке.
Роланд Регер, эксперт из Мюнхена, говорил о том, что в “Концепции…” не указывается ясно цель изучения школьных предметов. Действительно, может быть, дети реже будут вопрошать: “Зачем мне, гуманитарию, физика?”, если уже в самом документе образовательно го стандарта будет присутствовать “нормативное описание различных предметов (например, математики, истории – каждая на одной странице) и нормативная (рамочная) программа для различных классов (1-11), содержащая указание целей преподавания предмета… сод ержание (проект варианта) и финальный результат”. Так делается в Германии. Заглянув в “рамочный план”, родители всегда смогут увидеть, тому ли, чему хотелось им, учат в школе их ребенка.
Выступавшие на встрече главные специалисты Министерства образования РФ обсуждали с экспертами Совета Европы и представителем этой организации Ульрикой Шолль цели школьных предметов и проблемы, связанные со стандартизацией содержания.
Н.Сокольникова, например, сказала, что сейчас, в условиях идеологического вакуума, связь между поколениями осуществляется в основном через культуру. Итак, цель изучения искусства в школе – познакомиться с простейшими технологиями народных ремесел, фолькл орной музыкой, театром, храмовой и светской архитектурой. Помочь ребенку выстроить целостную картину мира, преодолеть взгляд на человека как на носителя только суммы знаний…
Т. Иванова напомнила, что около полумиллиона россиян учатся сегодня в вечерних сменных общеобразовательных учебных заведениях. 29 процентов – дети 15 лет и младше. 47,1 процента – молодые люди 16-17 лет. Остальным за тридцать. Часть из этих людей – заклю ченные. В колониях и тюрьмах есть классы компенсирующего обучения, а есть и ориентированные на вуз. Значит, разные цели этих классов должны быть учтены в госстандартах…
Кстати, ученые заспорили: зачем, ради чего учить физике и химии гуманитариев? О.Лебедев, председатель Комитета по образованию С.-Петербурга, высказал свою точку зрения: “Именно на уроках химии и физики лучше всего могут быть показаны метод и процесс научного исследования, его результат. А научными исследованиями занимаются ведь и гуманитарии”. Выступление Олега Ермолаевича Лебедева, наверное, можно назвать одним из самых интересных: “Наш петербургский опыт показывает, что для средней школы необходимо иметь два вида стандартов. Первый – минимальный. Он должен быть ориентирован на тот уровень ср еднего образования, который реально дают сегодня профессиональные училища. Мы берем их за модель, потому что они имеют весьма немного часов для изучения школьных предметов. Программа по математике для гуманитариев может соответствовать программе (стандар ту) этих училищ. Тогда мы будем иметь право разделить и дипломы училищ. Один будет показывать уровень овладения профессией, а другой – знаниями за среднюю школу… И может существовать стандарт гимназической школы, ниже которого ну уж никак нельзя… И о н будет един для всех гимназий страны. Не в состоянии дать знания по этой норме – снимите с себя звание гимназии. Тогда можно будет ввести отдельный диплом гимназического образования”.
* * *
Ирина РЕПЬЕВА
Комментарии