Владимир ФИЛИППОВ,
министр общего и профессионального образования
– Прямо скажем, вопрос этот назрел. Быть может, даже перезрел. Ситуация здесь весьма сложная и деликатная. Можно понять руководителей школ, которым в условиях, подчеркиваю, недофинансирования приходится прибегать к спонсорской помощи. Это приводит, в частности, к тому, что они собирают с родителей деньги для ремонта, приобретения мебели, наглядных пособий, спортивного инвентаря, компьютеров, для оплаты охраны и т.д. К этой крайней, я бы сказал вынужденной, мере прибегает сегодня все большее число администраторов, и родители, как правило, идут им навстречу, чтобы облегчить жизнь и самой школы, а значит, и своих собственных детей.
Не хочу ни в коей мере бросить тень на подавляющее большинство наших российских директоров, ибо уверен в чистоте их помыслов и в адресном расходовании дополнительных средств. И все же наличная передача денежных купюр из рук в руки, лично ли директору, его заму, учителю – действие в своей основе противоправное. Оно противоречит всему нашему законодательству. Кроме того, в последнее время участились жалобы со стороны родителей, приходят, как я знаю, письма в вашу газету о бесконтрольном использовании поступающих из кармана пап и мам наличных денег. В любом случае нужно искать новые, правовые пути укрепления финансовой самостоятельности и мощи школы, которой сегодня действительно трудно обходиться без дополнительных средств. Надо и директора защитить от незаслуженных подозрений и непроверенных обвинений.
Что мы уже предприняли для этого? Прежде всего в конце прошлого года во все субъекты Федерации направили письма, категорически запрещающие взимать наличные денежные средства, особенно если это касается основной образовательной деятельности. Такие же письма ушли в региональные отделы прокуратуры. В тот же день 16 декабря было отправлено и другое письмо во все регионы России. В нем мы настоятельно рекомендовали открывать в школах внебюджетные счета или счета Совета попечителей. В его состав могут войти родители, работодатели, бывшие выпускники, деловые люди, бизнесмены, которые реально помогут своей школе, поддержат ее экономически. Но в рамках закона, чтобы был контроль и учет расходования поступающих средств. И это нормальный, естественный, давно известный в мировом сообществе путь привлечения и упорядочения дополнительных источников финансирования, который необходим даже и преуспевающим образовательным учреждениям. Такой опыт есть и в нашей стране, и он далеко не единичный. В Тюмени, например, все школы – самостоятельные юридические лица. Они имеют бюджетные и внебюджетные счета и весьма успешно решают некоторые свои финансовые проблемы. Побывав недавно в этом городе, я убедился в правильности выбранного нами решения данной проблемы.
Предполагаю, что далеко не всем директорам такая идея придется по душе. Ведь, открывая бюджетный счет, одновременно повышается и степень ответственности, усиливается контроль за расходованием поступивших средств. И все же этот путь, на мой взгляд, праведный, верный и перспективный. Он исключает незаконность. Деньги в школы будут поступать не в конвертах, а через официальные каналы, по перечислению. Убежден, что это не только поможет директору решать финансовые проблемы, но и улучшит взаимоотношения школьных работников и родителей. Будут более прочными связи школы с ее выпускниками, которые, добившись, например, успехов в бизнесе, захотят помочь своей альма-матер. А кто в результате выиграет от всего этого? Ученик!
Комментарии