Сегодня уже никто не спорит, нужен или не нужен школе психолог. Конечно, нужен. Вопрос лишь в том, какой. Об этом говорили участники коллегии Минобразования России, обсудившие состояние и перспективы развития службы практической психологии образования в РФ, рассмотревшей проекты Положения о службе и о статусе практического психолога.
Выступавшие на коллегии рассказывали о том, как непросто порой складывается жизнь психолога в школьном коллективе, с каким непониманием своей работы он сталкивается. В тех школах, где не особо заботятся о создании благоприятного психологического климата, психологу отводится трудная роль. Окружающие уверены, что он должен ликвидировать последствия различных конфликтов, возникающих в школе между учителем и учеником, оказывая помощь в первую очередь ученику. Однако, как показывает практика, не в меньшей степени психолог нужен и учителю, и родителям. Ведь конфликты возникают в большинстве случаев из-за того, что взрослые его участники – учитель, директор, воспитатель – не получили в свое время должной психологической подготовки в вузе, не были соответствующим образом обучены. Вот почему так важна хорошая психологическая подготовка студентов педагогических вузов. Тогда учитель и сам сможет предотвратить многие конфликтные ситуации, оказать помощь ученику, прибегая к помощи психолога лишь в исключительных случаях. Да и психолог не будет своеобразным пугалом для непокорных, а начнет заниматься своим главным делом: помогать развитию ребенка, его способностей, создавать благоприятные психологические условия для этого. Тогда, и только тогда мы сможем говорить о подлинной психологизации образования.
Ирина ЛУШАГИНА
Комментарии