Владимир ФИЛИППОВ,
министр общего и профессионального образования
Давайте уточним: наше министерство поддерживает все, что идет на пользу российскому образованию. Вы прекрасно знаете, что сегодня у государства нет денег, чтобы принять в высшие учебные заведения всех, кто хотел бы туда поступить. В этих условиях привлечение студентов в вузы на платной основе – бесспорный плюс. Посмотрите, у нас сейчас 246 студентов на 10 тысяч населения. Это самый высокий показатель за все годы советской власти и независимой России. Но надо сказать, что из нынешних 246 студентов 174 обучаются за счет бюджета, остальные – на платной основе. Мы всячески будем, я не раз это подчеркивал и подчеркиваю, не только сохранять количество бюджетных мест, но и расширять бесплатный прием. По числу частных вузов Россия давно обогнала всю Западную Европу, вместе взятую. Негосударственные учебные заведения там создавались столетиями, а у нас же все они возникли в последнее десятилетие. И, к сожалению, многие из них – это просто фирмы по продаже дипломов. Я бы посоветовал родителям и абитуриентам быть более осторожными, более цивилизованными, что ли. Собираясь сдавать документы в частный вуз, перво-наперво не постесняйтесь попросить показать не только лицензию на право ведения образовательной деятельности – такое право ведь еще не гарантирует качество образования, – но и документы об аттестации и аккредитации данного учебного заведения. Сейчас стали говорить о том, что платное образование в будущем надо оставить только в государственных образовательных учреждениях. Мол, меньше тогда стоимость обучения будет, потому что не придется включать в его себестоимость аренду помещений. Там будет 70 процентов штатных преподавателей, а не так, как сегодня, – кое-где всего их 2-3 процента. Преподаватели к тому же получат законные доплаты, и качество образования будет гарантировано самим статусом государственного вуза. А с другой стороны, негосударственные вузы, открывая новые специальности, более смело реализуют программы, ориентированные на потребности рынка. Примером может служить классическая западная программа МВА (master of business administration). Таких специалистов первыми стали готовить в России частные структуры. Я вот совсем недавно, в этом месяце, принял решение, и мы уже подготовили документ о введении такой программы в государственных вузах. Важно для системы образования и то, что негосударственные вузы создают здоровую конкуренцию государственным учебным заведениям, заставляют их “крутиться”. По Закону “Об образовании” можно создавать любые вузы, кроме тех, что связаны с оборонными специальностями. Можно открыть и частный медицинский университет, и машиностроительный, и сельскохозяйственный, но создают те, которые готовят экономистов, юристов, менеджеров, психологов. Потому, что для них не требуется огромная материальная база, а расходы идут лишь на аренду и зарплату. Мне бы хотелось, чтобы на предстоящей коллегии было принято решение, которое позволило бы упорядочить процедуру открытия, лицензирования негосударственных вузов, был предложен регионам или регионами механизм влияния на качество образования в частных вузах. Ведь негосударственные учебные заведения практически работают только на свой регион. Они открываются, например, в каком-то районе Ставропольского края не для того, чтобы сюда ехали учиться из Москвы или с Дальнего Востока, а для местных детей. Поэтому местное сообщество должно как-то влиять на эти вузы, но пока ни совет ректоров региона, ни местные органы образования не имеют права контролировать их деятельность. Надо найти механизмы такого контроля. Чтобы гарантировать качество образования и отвечать перед налогоплательщиками.
Комментарии