search
main
0

Минимум усилий, максимум результатов. При разработке единых подходов нужно учитывать региональные особенности

В Госдуме на площадке экспертного клуба, созданного заместителем председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, членом Центрального штаба ОНФ Любовью Духаниной, в рамках которого в последнее время научно-педагогической общественностью активно обсуждаются наиболее острые проблемы развития образования, прошло экспертное заседание по проблеме учета особенностей систем образования субъектов РФ при формировании национальной системы профессионального роста учителей на основе реализации регионального компонента их аттестации.

Представители ряда регионов рассказали об опыте организации процедур оценки компетентностей педагогов в рамках внедрения разрабатываемой сейчас новой модели аттестации учителей. Работа в этом направлении, как неоднократно подчеркивали выступавшие, ведется в рамках выполнения поручения Президента РФ от 2.01.2016 г. №Пр-12 и Указа Президента РФ от 7.05.2018 г. №204.- В современном мире происходят постоянные изменения, их количество и скорость просто потрясают, – отметила Любовь Духанина. – Многое из того, чему раньше людей учили в вузах на протяжении 5 лет, теперь преподают на ускоренных курсах за 1‑2 года. Меняется функционал, появляются новые профессии, новые смыслы, теперь все понимают, что учиться надо постоянно, непрерывно повышая уровень компетенции, приобретая новые знания и умения. По всему выходит, что в скором будущем все мы помимо госэкзаменов по итогам окончания вуза будем сдавать профессиональный экзамен на входе в профессию. И подобные эксперименты уже проходят в ряде субъектов РФ. В связи с этим и аттестация педагогов должна быть организована с учетом проходящих в системе образования изменений, но таким образом, чтобы минимизировать потерю времени и сил для аттестуемого. Поэтому нам так важно тщательно изучить опыт регионов, чтобы взять лучшее и наиболее эффективное.Как заявил координатор Ассоциации развития технологий оценки работников и образовательных учреждений, член Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Станислав Климин, во всех 85 регионах страны сегодня разработаны собственные модели аттестации учителей. С одной стороны, это, безусловно, хорошо, поскольку страна у нас очень большая, условия везде разные, возможности тоже, а значит, и подходы должны быть выработаны с учетом этих особенностей. Тем более что статья 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит организацию и проведение аттестации на квалификационные категории, то есть основной части педагогов, к ведению региональных органов управления образованием. С другой же стороны, существует четкое понимание: общие подходы к аттестации и требования к учителям должны быть стандартными на всей территории РФ, а сделать это можно только с помощью единых федеральных оценочных материалов – ЕФОМ (в той части профстандарта педагога, которая ими учитывается) и определенных на федеральном уровне рамок требований к региональным критериям и методикам аттестации (в той части оценки, которая выходит за пределы ЕФОМ). Иначе создать единое образовательное пространство и обеспечить равенство прав работников системы образования не получится.- У нас в регионе в настоящее время аттестация проводится на основе портфолио педагога, – рассказала первый заместитель министра образования Пензенской области Лилия Чащина. – Учитывается все – участие самого учителя в конференциях, семинарах и конкурсах, участие его учеников в олимпиадах и соревнованиях, активность в экспертном сообществе. Особое внимание уделяется использованию ИКТ. Также развиваются различные формы обмена опытом – деловые игры, педагогические десанты, педагогические салоны на базе Института регионального развития. Для обеспечения развития аттестации и повышения квалификации в 2017‑2018 учебном году с помощью серии деловых игр работников школ Пензы и федеральных экспертов путем моделирования этого внедрения в условиях, приближенных к реальным, были выявлены риски внедрения новой модели аттестации и способы их преодоления. В частности, при учете мнений выпускников не должно быть субъективной оценки, а также прямых оценок обучающимися качества работы своих педагогов, что педагогически неэтично. Решение проблемы в применении метода косвенных вопросов в тестах, когда выпускникам соответствующих уровней общего образования должны предлагаться на выбор альтернативные, но притом внешне по своей формулировке одинаково социально приемлемые характеристики состояния ученика на уроках данного педагога. При этом содержание характеристик должно валидно оценивать на самом деле разный уровень реализации учителем на практике соответствующих компетенций.В Калининградской области учителям предлагается проходить квалификационное испытание с применением компьютерной автоматизированной технологии объективного оценивания профессиональной деятельности, разработанной в регионе на основе технологии, предоставленной Ассоциацией развития технологий оценки работников и образовательных учреждений и прошедшей экспертизу в ФИРО. Помимо этого проводится тщательная экспертиза сведений, полученных из открытых источников. Для желающих педагогов предусмотрено тренировочное тестирование с целью снижения напряженности при прохождении квалификационного испытания. Главный упор сделан на оценку проявлений профессиональных знаний и умений в деятельности учителя и сопоставление ее данных с результатами его работы с учетом специфики образовательной организации и особенностей контингента обучающихся. В ряде случаев проводится анкетирование представителей педагогического сообщества на предмет оценки ими профессиональной деятельности аттестуемого.Довольно интересный ход: в регионе решили предложить аттестуемым провести самооценку собственной деятельности, то есть в баллах выразить свое видение собственного уровня квалификации. Данные экспертизы вносятся в компьютерную программу и объединяются с результатами оценки проявляемых в деятельности профессиональных компетенций. Организаторы уверены: не нужно превращать аттестацию в некую самоцель, она должна работать исключительно на развитие педагога, как того требует поручение Президента РФ о НСУР, а для этого каждый должен знать и понимать, где у него есть пробелы, над чем ему надо поработать. Поэтому на руки аттестуемому (или на его личную электронную почту) в единственном экземпляре выдаются «Выводы, прогнозы и рекомендации».Заместитель директора Регионального информационно-аналитического центра оценки качества образования Владимирской области Светлана Мансурова также призналась, что в их модели аттестации и использования ее данных для адресного повышения квалификации основной упор сделан на автоматизированные технологии.- В сотрудничестве с названной выше Ассоциацией развития технологий оценки работников и образовательных учреждений нами подготовлена 51 автоматизированная технология объективной комплексной аттестационной оценки по всем должностям с учетом типов образовательных организаций, – рассказала Светлана Мансурова. – Помимо этого у нас применяется не имеющая аналогов в стране и за рубежом автоматизированная система управления базами данных аттестационной оценки педагогических работников для планирования адресного повышения квалификации на основе установленных «дефицитов» профессиональной компетентности, проявляемой в деятельности аттестуемого, с учетом групповой формы проведения курсов, распределения контингентов слушателей по времени и имеющихся программ повышения квалификации. Эти автоматизированные системы позволяют учесть все особенности огромного количества людей, работающих с разным контингентом детей, и транслировать нужную информацию (с разной степенью обобщения данных оценки) на каждый уровень: региональный, муниципальный, учреждений образования, методических объединений, педагогов. Могу сказать, что с февраля 2011 года по сентябрь 2018 года аттестационную экспертизу прошли 26110 педагогических работников региона.На заседании рассказали и о достижениях Москвы в плане организации аттестации учителей. В столице уже давно сделана ставка на цифровое образование, которое призвано освободить учителей от бумажной рутины и максимально облегчить им процедуру прохождения аттестации. Созданная на базе Московского центра качества образования цифровая платформа объединена с другими интернет-ресурсами и позволяет получить максимально объективную информацию обо всем, что делает тот или иной педагог, включая результаты государственной итоговой аттестации его учеников, их участие в олимпиадах и спортивных соревнованиях, а также в значимых городских образовательных проектах, оценить проектную деятельность детей с использованием социокультурной среды города и так далее. Сюда же стекаются сведения и о достижениях педагога в различных профессиональных конкурсах и испытаниях, об участии его в роли эксперта WorldSkills, наличии званий, наград, сертификатов, дипломов и многое другое. Ежегодно эту процедуру проходят 25 тысяч учителей, при этом для запуска процесса необходимо на сайте http://mcko.ru всего лишь выбрать нужную категорию и отправить заявку. Остальное система сделает сама.Присутствовавшие на мероприятии сделали, однако, неутешительный вывод: обобщая опыт регионов, необходимо учесть и тот факт, что учителя в целом не готовы к введению новой системы учительского роста, включая любые новшества в плане аттестации. Они рассматривают это как дополнительную нагрузку или, если хотите, еще один карающий инструмент, призванный помочь чиновникам наказывать неугодных. Ситуацию усугубляет тот факт, что в ряде регионов НСУР реализуется уже несколько лет, но даже там учителя имеют весьма смутное представление о том, что это такое и для чего оно им нужно. То есть необходима серьезная информационная поддержка на всех уровнях.В заключение представитель Минпросвещения России, директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Мария Хлопотных подчеркнула важность дальнейшей отработки ЕФОМ для построения единого общероссийского «ядра» новой модели аттестации учителей, осуществляя постепенное (плавное), с учетом позиции каждого региона, внедрение данной модели. Она также отметила необходимость учета специфики регионов в рамках реализации региональных моделей технологического обеспечения обновляемых сегодня процедур аттестации и повышения квалификации учителей, в том числе на основе применения различных технологий, аналогичных презентованным на заседании. Участники высказали уверенность, что эти выводы соответствуют задачам формирования Национальной системы профессионального роста педагогических работников общеобразовательных организаций в соответствии с указом Президента РФ от 7.05.2018 г., установившим ориентир включения к 2024 году на добровольной основе 50% учителей в процедуры системы учительского роста.По итогам анализа всех материалов, представленных участниками заседания, планируется подготовка соответствующих рекомендаций Министерству просвещения России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте