Как идет процесс внедрения ИКТ? Не так, как хотелось бы. И все же Нижегородчина далеко впереди большинства областей страны. Сейчас обучены и имеют опыт использования ИКТ от одного до двух лет около 2000 учителей. И это цифра только по Нижегородскому региональному центру Федерации Интернет Образования, а скольких еще обучил компьютерный центр Intel, который работает при Нижегородском государственном университете.
Однако дети опережают учителей, и жизнь требует уже не обдумывать, а действовать. Для начала обучения информатике в российских школах возможности уже сейчас есть. А за год, если захотеть, можно снять многие проблемы.
Учителя Тоншаевской средней школы считают, что в условиях, аналогичных нашей школе и школам нашего района, это сделать можно. Необходимо лишь продолжить подготовительную работу к такому обучению.
Во-первых, организовать активную работу тьюторов на уровне районов – через систему методической работы района и школ района, а также учителей-мультипликаторов по разным предметам, которые прошли подготовку в ЦКТ при ННГУ и НРЦ ФИО.
Во-вторых, обеспечить компьютерной техникой начальные школы (о них почему-то совсем забыли) или продумать программу безмашинного обучения детей младшего школьного возраста с выездами в близлежащие основные или средние школы, имеющие технику.
В-третьих, подготовить правовую и финансовую документацию по решению кадровых вопросов технического и методического обеспечения нового курса. При этом обязательно нужны единицы в штатном расписании школ и районных органов управления образованием, например, заместитель директора по КТ и техническому обеспечению (ремонт и установка аппаратуры и программ).
В-четвертых, необходимо в СМИ дать информацию о целях, задачах и возможностях эффективного обучения посредством новых технологий, предоставив слово опытным в этом плане учителям. Может быть, организовать дискуссию, затронув стандартные опасения консервативной части педагогов, родителей, общественности.
Если бы правительства разных уровней понимали, что это крайне необходимый «современный ликбез», способный при правильной постановке дела эффективно вывести отечественное образование на новый уровень. В этом случае, представив ИКТ как приоритетное направление, нашлось бы и финансирование на:
1) полноценное методическое и учебное обеспечение курса (сейчас это делается либо никак, либо на средства родителей, а одна лишь рабочая тетрадь ученика может стоить до 200 рублей). Учитель тоже не всегда может позволить себе приобрести всю необходимую методическую литературу и мультимедийные программы;
2) оплату установки и работы интернета, которые сняли бы большую часть вышеназванных проблем;
3) оплату консультаций учителей в центрах разного уровня – от районного до областного;
4) приобретение демонстрационной техники. По нашему мнению, вместо проекторов, время службы которых ограничено, предпочтительнее телевизоры с большим экраном – стоимость их меньше, а время службы намного больше плюс прочие преимущества. Но проектор (один на школу) все же необходим для коллективного просмотра результатов работ учеников и различных учебных мероприятий.
Евгений КАЛИН, директор Тоншаевской средней школы Нижегородская область
Комментарии