Совершенствование структуры и содержания общего образования должно вестись в направлении создания таких программ, которые, с одной стороны, давали бы возможность на каждом этапе обучения получить прочную базу, необходимую и достаточную для организации и проведения следующего этапа обучения. С другой стороны, позволили бы это сделать в минимальные сроки и по возможности при наименьших усилиях со стороны и учащихся, и учителей. То есть давали бы ощутимую экономию во времени и в затраченной энергии при наилучших результатах.
Теперь давайте посмотрим, что предлагают изменить в содержании математического образования.
Основная школа
Исключаются темы: квадратные неравенства, метод интервалов, теоремы синусов и косинусов, синус, косинус, тангенс и котангенс тупых углов.
Добавляются темы: соизмеримые и несоизмеримые отрезки, иррациональность числа , блок вопросов по элементам статистики и вероятности, доказательство тождеств, пересечение и объединение числовых промежутков, графики функций и , замечательные точки треугольника, элементы многогранников и тел вращения, случаи взаимного расположения прямых и плоскостей на моделях многогранников, правильные многогранники, развертки пространственных тел.
Замечания
Очевидно, объем тем, добавляемых в новое содержание, превышает объем исключаемых тем – разгрузки не произошло;
соизмеримость и несоизмеримость отрезков, иррациональность числа , а тем более вопросы по элементам статистики и вероятности на сегодняшний день входят в круг тем, изучаемых в специализированных классах и школах, к тому же в старших классах (статистика и вероятность). На наш взгляд, нецелесообразно вводить эти вопросы в разряд обязательных в среднем звене, когда учащийся еще не решил для себя, чем ему заниматься в дальнейшем;
так как в жизни ученикам приходится иметь дело с объемными предметами, то изучение вопросов стереометрии необходимо – это позволяет расширить кругозор;
доказательство тождеств – достаточно ограничиться формулами сокращенного умножения;
хорошее знание понятий пересечения и объединения числовых промежутков потребуется при решении нелинейных систем неравенств. При решении систем линейных неравенств достаточно того, что изучается сейчас.
Средняя (полная) школа
Предлагаемый общеобразовательный уровень позволяет сформировать минимальный уровень математической культуры. Но он явно не дотягивает до уровня вступительных заданий в вузы. На наш взгляд, необходимо иметь два минимальных уровня: один для тех, кому математика предлагается как элемент общей культуры развитого человека (например гуманитариям) другой для тех, кому предстоит проходить вступительные испытания по математике. С каждым годом таких учащихся становится все больше. Кроме того, этот второй, минимальный, уровень может служить ориентиром для тех, кто составляет вступительные задания. Существование двух минимальных уровней (общекультурного и практико-ориентированного) уменьшит разноголосицу мнений по поводу того, чему учить.
Геннадий ЖИЛКИН,
учитель математики 4-й многопрофильной гимназии
Норильск,
Красноярский край
Комментарии