Чтецы московского этапа Всероссийского конкурса «Живая классика» рассказали о текстах-победителях и современной школе.
В Российской государственной детской библиотеке прошел московский этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», и чуткое жюри из 36 сильнейших участников выбрало трех победителей: артистичного Алексея Ильина, яркую Екатерину Сотникову и выразительного Владислава Мальцева. Ребята рассказали об их участии в конкурсе, специфике выбора произведений, собственном мнении о прочитанном, а также о школьных реалиях сегодняшнего дня.
Алексей Ильин: Я люблю смешить людей
Школа «Свиблово», 5 «Я»
В конкурсе участвует впервые (собирался ещё в прошлом году, но на тот момент не проходил по возрасту).
«На предыдущих этапах оказалось довольно сложно, были очень сильные участники. Даже сам выход в региональный этап я считал уже большим успехом для себя».
Что читал: «Ай, да Пушкин!» В. Постникова, 6+
Педагог: Ольга Чурсина
– Что было самое сложное на московском этапе?
– Справиться с волнением, перебороть страх перед выступлением на большой сцене перед широкой аудиторией. Я специально до начала конкурса поднимался на сцену, чтобы увидеть зал глазами выступающего и немного привыкнуть к этому ощущению. Это было очень полезно. А потом поддержала реакция зала на мое выступление. Ну, и, конечно, очень понравился тренинг перед началом конкурсной программы от Елены Двизовой, педагога по сценической речи ВГИКа.
– Как происходил отбор материала? Почему именно этот рассказ?
– Я раньше читал еще один рассказ Валентина Постникова, который называется «Жених из 3 Б». Он мне очень нравится, и я решил для выступления выбрать какой-то из рассказов этого же автора. И выбор пал на произведение «Ай, да Пушкин!»
– Ты выбрал жанр комедии. Почему? Чем привлек, а чем сложный?
– На мой взгляд, жанр комедии привлекает зрителей, он им интересен. Да и в принципе я люблю смешить людей. Самое сложное тут – самому не смеяться во время исполнения.
– Тебе достался рассказ, где помимо образа главного героя надо было проработать и еще несколько типажей: учителя, ребят, которые подсказывали… Было ли сложно переключаться с персонажа на персонаж?
– Да, было немного сложно, потому что нужно найти для каждого персонажа свой образ и быстро вживаться в каждого из них в процессе рассказа. Да и еще при этом нужно не перепутать текст и не сбиться.
– А у вас в школе подсказывают? Как ты сам относишься к урокам, к домашке?
– У нас в школе вслух не подсказывают, но записками с подсказками обмениваются, бывает. Пока учитель не видит. Уроки в школе мне нравятся. И домашние задания тоже стараюсь делать, хотя бывает, что очень хочется вместо этого погулять или поиграть в какие-нибудь игры.
– Какие предметы любимые? Есть ли уроки, на которых обучение происходит интереснее всего (например, в обсуждениях, где спрашивают мнение учеников)?
– Я очень люблю историю, хоть мы ее только начали изучать. Также люблю математику и географию. Конечно же, очень люблю литературу. Интереснее всего как раз и проходят те уроки, на которых изучаем любимые предметы. Ведь логично, что если урок интересный, то и предмет любимый.
– Что бы тебе хотелось изменить в школе к лучшему?
– В моей школе мне все нравится. Но хотелось бы почаще ходить на различные экскурсии, чтобы узнавать что-то новое для себя.
Екатерина Сотникова: Важно, чтобы дети читали хорошие книги
Классический пансион МГУ имени М.В.Ломоносова, 10 класс.
В конкурсе участвует во второй раз.
«Если говорить о сложности предыдущих этапов – наверное, было не очень сложно, потому что я не сомневалась в себе и в своем выборе ни на минуту, я знала, какой путь я проделала, чтобы вжиться в эту роль и окунуть всех слушателей в напряженную атмосферу мира моего персонажа».
Что читала: «Наташина мечта» Я. Пулинович, 18+
Педагог: Елена Цыплакова
– Что было самое сложное на московском этапе?
– Ожидание. Очень много талантливых детей и чудесных произведений, всех хочется услышать и оценить по достоинству. Самое главное за это время не растерять азарт и желание погрузить зрителя в свое произведение. Больше всего мне понравилась манера и серьезность, с которой совсем юные участники декламировали свои отрывки, такой лучезарной уверенностью, сбивающей с ног энергией и даже немного наивностью.
– Как происходил отбор материала? Почему именно этот рассказ?
– Было несколько вариантов, и сначала я подумала, что это точно не мое. Но моя наставница попросила внимательнее вчитаться, и… действительно, я решила довериться ее профессиональному взгляду и попробовать сменить свой образ леди, к которому я стремлюсь, на образ запуганной и забитой девочки из детдома, пытающейся отстоять свою свободу.
– Раз образ твоей героини так от тебя далек, расскажи поподробнее, чем вы отличаетесь, как ты готовилась, как преображалась?
– Моя героиня одинока. Из-за этого она может быть грубой, резкой, у нее свои понятия о справедливости. Мой характер более мягкий, я стараюсь быть достаточно осмотрительной в выражениях. Но этим мне и понравился отрывок – возможностью смены образа. Я старалась представить себя в суде, делала неаккуратную прическу, надевала растянутую одежду, пыталась показать, как за неуклюжестью и диковатостью девочки из детдома скрывается ранимая и беззащитная душа.
– Ты выбрала очень тяжелую социальную тему. Ты что-то изучала по ней в процессе подготовки? Узнавала ли про жизнь в школах для сирот и ребят в тяжелой жизненной ситуации?
– Наша школа уже два года поддерживает и спонсирует детский дом. Там очень хорошо относятся к детям, но все же есть и такие, которые обозлились на весь мир. Я какое-то время наблюдала за ними, разговаривала и пыталась перенять их манеру общения и поведения, с другой стороны, пыталась понять, что скрывается за их внешней небрежностью.
– Как думаешь, как и чем можно отвлечь этих ребят от их проблем? Как прививать им любовь к литературе, музыке, наукам, этикету?
– Очень важно, чтобы дети читали хорошие книги. Родители и школа, безусловно, могут многому научить, но совершенствоваться, развиваться, расти, уметь слышать и слушать самые разные точки зрения, получать бесценный опыт и учиться на чужих ошибках помогают именно книги.
– Как вообще можно построить обучение в школе, чтобы было искренне интересно?
– Думаю, что обучение должно быть как у нас в школе: ни минуты свободного времени, всегда какая-то активность, творчество, работа в школьных министерствах, мероприятия, танцы… Мозговая деятельность должна идти параллельно с физической и творческой, так информация лучше усваивается и голова успевает разгружаться.
– У тебя довольно объемный материал. Есть ли какие-то техники запоминания, которые ты используешь? Помогают ли они и в школе тоже?
– В школе и на сцене я использую абсолютно разные техники: для школы я применяю метод мнемотехники, мышления образами, с помощью которого удобно запоминать последовательности и большой объем числовых данных. На сцене же главное для меня вжиться в роль. Тогда и слова сами собой запомнятся и польются широкой, необузданной рекой ярких неповторимых интонаций.
– Как тебе вообще дается учеба? Все ли получается? И какие из предметов считаешь самыми полезными, которые пригодятся в будущем?
– Я учусь на отлично и считаю, что все предметы важны. Если бы я имела возможность, я бы продолжала изучать их все, но в преддверии экзаменов сейчас особое внимание уделяю обществознанию, английскому и истории, которые собираюсь сдавать. Мне безумно нравится история. Я стараюсь читать самые различные работы, чтобы учиться анализировать, делать собственные выводы и развивать свою речь.
Владислав Мальцев: Мы все разные
ГБОУ школа №2120, 5 «Э»
В конкурсе участвует впервые.
«На школьном этапе было совсем не сложно. А вот на районном уже была большая конкуренция. Было очень много талантливейших ребят, которые не прошли по незначительным недочетам».
Что читал: «Три ветки мимозы» В. Железникова, 0+
Педагог: Екатерина Мальцева
– Что было самое сложное на московском этапе?
– Впечатлить жюри. Очень много ярких детей. Они были мне очень достойными соперниками и заставили поволноваться. Но как раз такой высокий уровень очень понравился. Конкуренция заставляет держать планку, стараться еще больше.
– Как происходил отбор материала? Почему именно этот рассказ?
– Первые этапы проходили в преддверии весны, и хотелось чего-то весеннего. Ну, и первые детские сильные чувства близки любому, в том числе и взрослым. Каждый проходил через это.
– У тебя очень непростая и разноплановая тема рассказа. Насколько хорошо ты разобрался в эмоциях и мотивах своего героя, его мамы, его одноклассницы? Что тебе показалось особенно важным в рассказе про внимание и подарки к 8 марта?
– Мне очень понятны эмоции мальчика. Я проживал их, как свои. Потому что сталкивался и с непониманием в школе, и со злостью на маму. Это все про меня. С чувствами девочек, конечно, помогала разбираться мама. Как мама радовалась своему букету, и как расстраивалась от несправедливой агрессии, и как одноклассница героя была очарована своей первой мимозой от мальчика. Самым важным здесь мне показалось как раз подсветить, как одна и та же ситуация проживается разными участниками по-разному.
– Как твои одноклассники относятся к твоему участию в конкурсе?
– Одноклассники и учителя очень поддерживают меня и рады за меня. Меня вдохновляет такая поддержка.
– А как у вас в классе относятся к влюбленности? С уважением ли мальчишки относятся к девочкам? Умеют ли ухаживать?
– У нас в классе пока никто еще не дарил цветы девочкам, но я очень надеюсь, что реакция на это будет не такой, как в рассказе. Пока все влюбленности у нас протекают достаточно скрытно, но к девочкам мальчики относятся с уважением.
– Что ты подарил маме на 8 марта? И поздравлял ли кого-то из девочек?
– На 8 марта подарил маме ее любимый чай, который она очень ценит. И я вижу, как она наслаждается им каждый раз, когда она заваривает его себе. Девочек из класса просто поздравлял. Не выделял никого конкретного.
– Читал ли ты что-то еще у Железнякова? Например, «Чучело» про буллинг? Просто в твоем рассказе тоже есть пусть незначительные, но моменты, когда ребята дразнятся. И там тоже возможно негативное развитие событий? Что вообще думаешь по этой теме? Почему ребята травят друг друга? И как можно этого избежать?
– «Чучело» я не читал, но смотрел фильм. Тема близка мне, как никогда. Я сам – очкарик, у меня сережка в ухе. Поводов для насмешек предостаточно при желании. И смеялись много. Но на самом деле суть ведь не в том, над чем смеются, а в реакциях на насмешки. Мы все разные. И всем угодить тоже невозможно. Лучше всего, если удается ответить обидчику так, чтобы ему было стыдно смеяться над тобой. Ну, и друзья. Поддержка друзей очень важна. Здорово было бы, если бы все без исключения дети в классе чувствовали свою силу в чем-то своем, особенном. Остальные давали бы поддержку. И тогда никто не чувствовал бы себя ущербным.
Победителям московского этапа предстоит участие в международном финале в «Артеке» 20 и 21 мая. В суперфинале в начале июня на Красной площади выступят лишь 10 лидеров из 400 участников.
Комментарии