search
main
0

Мимо наркотиков Модель профилактики аддиктивного поведения в образовательном учреждении

Распространение в молодежной среде легальных (никотин, алкоголь) и нелегальных (марихуана, мак и его производные, кокаин и др.) наркотических средств не может не вызывать серьезное беспокойство. Принятые в последние годы на разных уровнях (федеральном, областном, городском) различные программы профилактики наркомании уделяют серьезное внимание профилактической работе в образовательных учреждениях. Педагоги отдают много энергии данной работе, проводя различные мероприятия, направленные на снижение распространения наркотиков среди подростков и молодежи. Вместе с тем становится все более очевидным, что данная работа зачастую не приносит желаемого эффекта. Возникает закономерный вопрос – почему?
По нашему мнению, ответов может быть несколько.

На сегодняшний день основным элементом профилактических программ является информирование подростков и старшеклассников. Это прежде всего лекции, цель которых – рассказать, почему употребление наркотиков вредно и опасно с точки зрения влияния их на организм и личность, также рассматриваются юридический и социальный аспекты проблемы. Часто в работе педагогических коллективов используются различные акции – конкурсы рисунков, дискотеки и пр., проходящие под лозунгом “Молодежь против наркотиков”. Профилактические мероприятия при этом направлены именно на подростков и учащихся старших классов.
С одной стороны, подобная работа, безусловно, важна, так как этим школа показывает свое отношение к проблеме, формируя у ребят негативное отношение к употреблению наркотических веществ. Но, как показывает отечественный и зарубежный опыт, “информационный подход” сам по себе, к сожалению, малоэффективен. Предположение о том, что подросток, получив информацию о последствиях употребления наркотиков, потеряет к ним всякий интерес, на практике опровергается. Нередки случаи, когда рассказ о наркотиках вызывает у подростков интерес, ибо “запретный плод сладок”.
Необходимо обратить внимание на проблему подготовки квалифицированных кадров, читающих такие лекции. Сегодня остаются открытыми вопросы: что читать (какую конкретно информацию доводить до детей), как это делать (какие средства использовать), кто должен читать подобные лекции (например, врач, который, по его мнению, знает, что читать, но не очень умеет это делать, или учитель, обладающий профессиональными навыками чтения лекции, но не располагающий фактическим материалом).
По нашему мнению, образовательное учреждение может ограничиться чтением трех лекций антинаркотической направленности за весь период обучения ребенка в школе. Достаточно одной лекции в начальной школе, одной в среднем звене и одной лекции для старшеклассников.
Малая эффективность “информационного” подхода заставляет искать новые формы профилактической работы, которые были бы способны более адекватно противостоять распространению наркотиков в молодежной среде. В целом профилактическую работу можно понимать и строить в трех уровнях:
1. Профилактика употребления собственно наркотиков (марихуана, ханка, героин, кокаин, экстази и др.).
2. Профилактика употребления нелегальных (см.выше) и легальных наркотических веществ (алкоголь, табак, пары летучих соединений: бензин, ацетон, пары клея). Кстати, проблема наркотиков заслонила тему курения сигарет и употребления алкоголя, родители и общество все более спокойно относятся к этому, “выбирая из двух зол меньшее”.
3. Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения.
Третий уровень включает в себя предыдущие два, это более целостный подход к решению проблемы, учитывающий психологические особенности подростка, его потребности; кроме этого, он позволяет перейти от практики проведения различного рода “антинаркотических” акций к системной работе.
Представленная ниже “Модель профилактики аддиктивного поведения в образовательном учреждении” теоретически основывается на понимании наркомании как формы зависимого поведения, а на практике использует один из последних (и по оценке специалистов – наиболее эффективный) разработанных подходов – программу социальной компетенции, предполагающую, что подростки начинают употреблять наркотики не от недостатка знаний, а при недостаточной степени сформированности определенных психосоциальных навыков. Сформированные навыки в свою очередь дают возможность подростку сопротивляться негативному воздействию среды. Если параллельно подростку будет предоставлена альтернатива для удовлетворения его потребностей, то это создаст условия для того, чтобы молодой человек воздерживался от употребления наркотических средств. Удовлетворение потребностей подростком – это тот фактор, который нельзя не учитывать при построении профилактической программы. Это важно по двум причинам.
Во-первых, наиболее опасный возраст для вхождения в наркогенную среду – подростковый. Именно в этот период происходит первое знакомство с наркотиками. И если человек не пристрастился к наркотикам в 14-18 лет, то, как правило, в последующем молодой человек не начинает употребление наркотических веществ (исключение составляют, пожалуй, те, кто так и не смог адаптироваться в обществе).
Во-вторых, первое знакомство с наркотическими веществами находится в прямой связи с подростковыми потребностями. По данным литературы (что подтверждается и собственными исследованиями), подростки называют четыре основные причины употребления наркотиков: 1) любопытство; 2) желание испытать состояние удовольствия (“кайф”); 3) желание уйти от проблем, переживаний; 4) страх быть отвергнутым референтной группой.
В основе этих причин лежат известные всем возрастные потребности, что и побуждают подростка к определенной активности. И если молодой человек, зная о вреде наркотиков (и в целом адекватно принимая эту информацию), тем не менее прибегает к их использованию, это говорит лишь о том, что в подростковой среде наркотики есть (в отличие от взрослой), а сам подросток не умеет устоять, чтобы их не попробовать. Если же подросток обладает неким “поведенческим инструментарием”, он может удовлетворять данные потребности. Кстати, понимание причин употребления наркотиков дает ответ на вопрос – почему “информационный” профилактический подход малоэффективен.
Всемирная организация здравоохранения определила, что именно формирование и развитие “жизненных навыков” (lifeskills) будет способствовать снижению распространения легальных и нелегальных наркотиков в молодежной среде.
Назовем навыки, формирование которых положено в основу профилактической модели: навыки общения в самом широком смысле. (Это и навыки установления контакта, активного слушания, умение отказаться от нежелательного предложения; навыки принятия решения – способность принимать решение в трудных ситуациях, исходя из своих потребностей; навыки рефлексии и эмпатии; навыки ответственного поведения – способность нести ответственность за свою жизнь, за свои поступки; навыки противостояния стрессам; навыки, позволяющие определить степень поведенческого риска; навыки сопротивления негативному социальному влиянию (асоциальное влияние сверстников и взрослых, средств массовой информации и пр.).
Формирование и развитие поведенческих “жизненных” навыков вполне укладывается в воспитательную систему. И действительно, почему, формируя поведенческие навыки у ребенка от одного года до семи, мы, взрослые, ограничиваемся лишь учебными навыками у школьника.
Формирование и развитие поведенческих навыков адаптации (а именно эти навыки позволяют подростку успешно адаптироваться в социуме) можно начинать с самого раннего возраста, уже в детских садах. Стоит только помнить, что одни навыки формируются легче (например – коммуникативные), другие значительно труднее. Кроме того, формирование навыков, как часть профилактической программы приобретает более глубокий смысл, если учесть, что в этой работе могут принимать участие не только педагоги, но и родители или ближайшее социальное окружение.
Родители и педагоги выступают не только как “учителя”. Важным моментом профилактической работы является и понимание того, что взрослые выступают и как субъекты этой работы – т.е. усилия направлены и на них. Дело в том, что ближайшее окружение подростков (родители, педагоги) само является в известной мере носителем аддиктивной культуры. Употребляя алкоголь и никотин и признавая за собой это право, взрослые не принимают употребление нелегальных наркотиков, тем самым создавая “двойной стандарт” по отношению к наркотическим веществам. Можно говорить и о невысокой психологической культуре в обществе, повышая которую, будут создаваться предпосылки успешной неаддиктивной адаптации подростка.
Профилактическая работа охватывает детей, родителей и педагогов и строится в трех направлениях:
1. Специфическое информационное сопровождение
В рамках данного направления для школьников организуется чтение лекций, проведение вечеров, викторин, конкурсов и т.д. Причем это направление не главное – его задача дать минимум информации по проблеме и вместе с тем не сформировать интерес к ней (к слову сказать, по данным социологических исследований, до 70% информации о наркотиках подростки получают из средств массовой информации, а то, что они и так достаточно информированы, говорит тот факт, что старшеклассники называют до 20 видов наркотиков).
При чтении лекций необходимо придерживаться основных принципов: информация должна быть доступна и понятна, лекция должна лежать в русле возрастных особенностей, содержание лекции должно быть правдиво и достоверно. К примеру, если лектор рассказывает о том, как наркотики неприятны и противны (что, в общем-то, дискуссионно), и лекция читается старшим школьникам, уже имеющим опыт употребления наркотических средств, подобная лекция не только не достигает поставленной цели, но чаще всего можно рассчитывать на обратный результат. В свое время автор проводил беседу в вечерней школе, в группе ребят, активно употребляющих наркотики. Все попытки рассказать о вреде последних наталкивались на непонимание аудитории, вызывали раздражение и вопросы: “А вы сами-то их пробовали?”. Беседа закончилась рассказом “подрастающего поколения” о пользе “кайфа”.
Если для младших школьников так называемые “страшилки” еще как-то эффективны, то для старшеклассников разговор о наркотиках должен базироваться не на их вреде, а на степени риска, которым сопровождается подобное экспериментирование.
Информационное сопровождение, как показывает опыт, необходимо в большей степени для взрослых – родителей и педагогов. Причем основной акцент желательно делать не собственно на наркотиках, а на причинах, побуждающих подростков прибегать к ним. Беседы с родителями и учителями могут быть организованы в виде годичного цикла.
2. Обучение поведенческим навыкам
Основной блок данной модели. Профилактическая работа реализуется двумя путями:
а) Для школьников в рамках учебных программ по предметам проводится обучение различным поведенческим навыкам. Можно сказать, что учитель “встраивает” в учебный материал практические элементы, которые способствуют развитию навыков. Например, уроки литературы могут стать хорошей базой развития коммуникативных навыков, а на уроках физкультуры можно развивать аутогенные навыки.
б) С помощью психологов и специально обученных педагогов организуется система занятий и тренингов во внеурочное время. Это могут быть тренинги общения, тренинги, формирующие у школьников самостоятельность, развивающие навыки рефлексии и эмпатии, систему ценностей и пр.
Для педагогов проводятся практические занятия по развитию педагогических навыков – например, тренинг “Эффективное взаимодействие с подростком”, “Учитель и проблемы дисциплины”.
Для родителей также организуются занятия по формированию и развитию навыков взаимодействия со своим ребенком. Хорошим примером может служить “Школа эффективного родителя”. На сегодняшний день в литературе можно встретить достаточное количество программ тренингов для детей, родителей и педагогов.
3. Психологическое сопровождение
Необходимость этого блока вытекает из того, что при работе с детьми постоянно возникают различного рода психологические проблемы, требующие вмешательства специалиста – психолога. Школьный психолог – это человек, занимающийся созданием положительного, комфортного климата как в классе и коллективе педагогов, так и среди родителей.
Особое внимание следует уделить так называемому синдрому сгорания, которому подвержены все без исключения педагоги. Организация профилактики “сгорания” способствует формированию положительного психологического климата в школе.

А.М.ТИТОВ,
психолог

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте