search
main
0

Милый «Милый друг»

Как часто, особенно в детстве, вы думали, что у других жизнь лучше – больше игрушек, более заботливые родители, больше путешествий и сладостей? В такие минуты велико искушение оказаться на месте Вани, Маши, Пети, ведь у них-то настоящий рай! Случай Симона из фильма Лео Карманна «Милый друг», премьера которого состоялась 5 марта, – особый. Он воспитывается в детском доме и мечтает обрести семью. Однако стоит ли ради этого отказываться от собственной идентичности? Ответ на подобный вопрос не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд.

Если бы можно было в двух словах определить идею картины, то она звучала бы очень просто: будь собой. При всей банальности такого утверждения его ценность неоспорима, а воплощение крайне трудно. Судите сами. Восьмилетний Симон растет в детском доме и случайно встречается со своими сверстниками – Мадлен и Тома, у которых есть любящие родители. Они приглашают его, мальчика из приюта, в шикарный дом с видом на океан. Как тут не сойти с ума?! Добавим к тому фантастическую возможность Симона превращаться в человека, чьей руки он коснулся.

У ребят совсем разные устремления. Крепыш Тома мечтает работать вместе с папой в зеркальной мастерской, болезненная Мадлен, или Мэд, как она любит себя называть, больше всего хочет выздороветь, а врачи говорят, что ей отмерено только двадцать лет. Что до Симона, то он грезит космосом. Постепенно Симон понимает, что, несмотря на богатую жизнь и прекрасную семью, у его друзей не все так радужно. Например, Тома нельзя есть картошку фри и чипсы, а у Мэд периодически случаются страшные приступы.

Фильм представляет собой своеобразное размышление о духовном взрослении. Режиссер словно пытается заставить зрителей вспомнить их детские мечты, которые затем потухли во мраке взрослой жизни, когда вечная гонка за успехом и общественным одобрением сбила человека с истинного пути. При этом в картине присутствует мотив невозможности уйти от судьбы. Как бы ни менял Симон свой внешний облик, его душа остается прежней. Она существует по своим законам. Вот почему ему чужда работа в стекольной мастерской, а девушку, которую бы мог полюбить Тома, он полюбить не может. Зато, возвращая себе прежний вид, Симон с радостью заказывает в кафе картошку фри, испытывая небывалое счастье.

Вспомним роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Вечный сюжет о несоответствии внешнего и внутреннего, о тленности тела и бессмертии души обретает в этой книге иной смысл. Ровно в тот момент, когда корыстная и себялюбивая душа погибает, умирает и тело, каким бы красивым оно ни казалось. Так же и в фильме «Милый друг». Симон больше не может изображать Тома. Его существо противится этому. Пробуждение подлинных чувств и мыслей, свойственное юноше на пороге совершеннолетия, побуждает его открыться хотя бы перед самим собой, попробовать начать свою жизнь. Оттого Симон после десятилетнего перерыва предстает перед Мадлен, которая думала, что он умер.

Впрочем, окончательное возвращение происходит не сразу. Страхи и сомнения неотступно владеют героем. Именно поэтому Симон представляется любимой девушке другим человеком – Мишелем. Проблема лжи во спасение – одна из главных в картине. Персонаж то и дело стоит перед выбором: сказать правду и тем самым причинить боль дорогим сердцу людям или соврать в надежде отдалить горькую истину. Беда в том, что последнее еще хуже страданий, принесенных первым. В этом Симон убеждается на протяжении всего фильма. Подобно Пиноккио из сказки, чей нос рос, когда он говорил неправду, ложь только отдаляет Симона от его личности, лишает его жизнь всякого смысла.

В фильме сверхъестественные способности героя играют двоякую роль. Когда он использует их для самоутверждения, то приносит окружающим несчастье, а когда прибегает к перевоплощению, чтобы помочь человеку, спасает близких людей. Философия «Милого друга» схожа с «Маленьким принцем» Антуана де Сент-Экзюпери. Очень многие цитаты оттуда можно было бы применить к французской киноленте. Например, такую: «Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты – это твои действия, и нет другого тебя».

Характерным подтверждением этих слов становится эпизод, когда худенький и слабый физически Симон не может поднять бездыханное тело любимой девушки. Однако само намерение помочь ей, во что бы то ни стало спасти самого дорогого человека движет им, поэтому он превращается в ее отца и относит Мадлен в госпиталь.

Перед нами зеркальная композиция. Вначале совместный забег Симона и Тома обернулся гибелью последнего, во многом из-за перевоплощения его напарника. В финале Симон бежит уже вместе с Мадлен, но теперь он думает не о победе в гонке, а о любви к девушке. Симон готов отдать ей свое сердце. Похоже, именно в этом было его предназначение, которое так мучительно он искал. Как у Бродского: «Мир, вероятно, спасти не удастся, но отдельного человека всегда можно». Режиссер Лео Карманн мог бы подписаться под такими словами. Добрый, наивный и душевный «Милый друг» еще раз напомнил нам о непреходящей ценности искренних чувств.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте