Урок задуман как часть темы “Права человека”, которая была начата в 5-м классе, расширена в 6-7-х. Он проводится в форме ролевой ситуации, обычно занимает два занятия.
Цель: ознакомить ребят с устройством и целями суда на основе рассмотрения дел о защите личных прав.
Ход урока.
Для начала прошу ребят назвать известные им личные права. Затем начинаю рассказывать о царе Соломоне. “По всей земле шла молва о великом уме и справедливости его. И люди приходили к нему, чтобы он рассудил их споры и тяжбы. Однажды пришли к Соломону две женщины и принесли ребенка, которому не было еще и месяца от роду…”
Ребята быстро узнают и продолжают эту библейскую легенду о суде Соломона. Потом следуют вопросы к ребятам:
Какие функции выполнял в данном случае Соломон?
Был ли суд его гуманен?
Был ли суд Соломона справедлив?
Ребята доказывают свою точку зрения. (Соломон выслушал и ту, и другую женщину, и поступил мудро, потому что сразу выявил жестокую обманщицу и молившую о жизни ребенка мать).
Я предлагаю другой текст: стихотворение А.Пушкина (вольное переложение басни французского поэта Пеля Пелисона “Трое глухих”).
Глухой глухого звал к суду судьи глухого,
Глухой кричал: “Моя им сведена корова!” –
“Помилуй, – возопил глухой тому в ответ, –
Сей пустошью владел еще покойный дед.
Судья решил: “Чтоб не было разврата,
Жените молодца, хоть девка виновата”.
Решение этого судьи справедливо? Помимо прочего, в “глухоте судьи” ребята находят скрытый смысл и говорят о сатире на несправедливый суд.
Итак, сегодня мы говорим о функциях суда, но уже по совершенным законам. Правда, опасность несправедливых приговоров еще не совсем исчезла. Сегодня мы попытаемся познакомиться с механизмом работы суда и сделаем это с помощью ролевой ситуации.
Перед предлагаемым заданием необходимо познакомить ребят с небольшой теоретической частью. Проходит это знакомство в виде эвристической беседы.
Выводы записываем в тетрадь.
Суд – место разрешения любой спорной ситуации цивилизованным путем, по закону.
Задача суда: вникнуть в обстоятельства дела, исследовать доказательства вины или невиновности и вынести справедливое обвинение или оправдательный приговор.
Обстоятельства дела выясняет следователь, ведущий дело, он проводит опрос свидетелей и формулирует обвинение.
В суде обязательно присутствуют:
обвинитель (прокурор) – подготавливает отрицательную оценку фактов, формулирует обвинение;
защитник (адвокат) – ведет защиту ответчика, дает положительную интерпретацию фактов, готовит сведения, оправдывающие ответчика;
судья – ведет судебный процесс;
присяжные – наблюдают за ходом процесса, оценивают доказательства и стараются выяснить суть конфликта и наметить пути разрешения, выносят вердикт.
Свидетель дает показания об известных ему фактах. Эксперт-предоставляет квалифицированные оценки по разбираемым вопросам.
Публика наблюдает за ходом дела.
После теоретического выступления предлагаю ребятам разделиться на четыре группы, раздаю необходимые для работы материалы и объясняю задание:
выступить в роли суда, рассмотреть все обстоятельства дела, заслушать показания свидетелей, экспертов, обвиняемых и вынести либо оправдательный приговор, либо обвинительное заключение с указанием срока заключения.
Рассматриваются следующие ситуации:
а) убийство при превышении пределов необходимой самообороны;
б) оставление в опасности;
в) похищение ребенка;
г) оскорбление личности.
Материалы предлагаются очень краткие: обозначается ситуация, предоставляются выдержки из законов и Конституции РФ. Делается это для того, чтобы подростки приложили максимум творческих сил и практически создали бы свою ситуацию. Каждая группа:
а) знакомится с материалами дела;
б) расширяет ситуацию;
в) распределяет роли;
г) продумывает сценарий.
На эту работу отводится около 20-25 мин. Если кто-то готов и есть время до конца урока, то одну инсценировку можно посмотреть сразу. Остальное остается на следующий урок.
Работа каждой группы оценивается сразу после выступления ребятами по двум параметрам: 1) Как они сумели раскрыть ситуацию; 2) Личное актерское мастерство и участие в разработке сценария. Каждый, таким образом, получат по две оценки. Обычно ребята оценивают справедливо, и мне не приходится вмешиваться.
Ситуация 1.
Юрий провожал девушку домой, их встретили трое ребят и в грубых выражениях объяснили, что девушка дружит с одним из них. Юрия ударили, а уходя посоветовали подумать. Неожиданно Юрий нанес сильный удар тяжелым предметом одному из ребят – наступила смерть.
УК РФ ст.108. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, наказывается ограничением свободы до 2 лет; лишением свободы на тот же срок.
Конституция РФ ст.45-2. “Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом”.
Ситуация 2.
Ранней весной девочка, переходя реку, попала в полынью. Гражданин, проходящий мимо, не помог – не умел плавать. Через некоторое время окоченевшую, полузадохнувшуюся, но живую девочку вытащили прохожие.
УК РФ ст.125. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству… – наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных зарплат либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до 3 месяцев.
Конституция РФ ст.41-1. Каждый имеет право на охрану здоровья.
Ситуация 3.
Двое мужчин похитили девятилетнего мальчика и потребовали от отца ребенка выкуп. Через некоторое время, получив часть денег, привезли ребенка и оставили на окраине города.
УК РФ ст. 126. 1. Похищение человека наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет.
2. То же деяние, совершенное.
а) группой лиц по предварительному сговору….
д) в отношении несовершеннолетнего наказывается лишением свободы от 5 до 10 лет.
Примечание. Лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава преступления. Там же, ст.61-1. “Смягчающими обстоятельствами признаются: … явка с повинной; действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему”.
Ситуация 4.
Гражданка Н. постоянно подвергалась оскорблениям со стороны соседей по квартире. Оказалось, что она когда-то была свидетелем на суде по делу “главы семейства” и дала ложные показания против него, за что была оштрафована в размере десяти минимальных зарплат.
Н. подала заявление об оскорблении личности в суд, указав свидетелей.
УК РФ, ст. 130: Оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до 100 минимальных зарплат, …либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.
Конституция РФ, ст. 21
1. Достоинство личности охраняется государством.
2. Никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению.
Там же, ст.29.
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Никто не может быть принужден к отказу от своих мнений и убеждений.
1. Как я понимал свои задачи и цели на суде?
2. Какую реальную работу я осуществил?
3. С какими трудностями я столкнулся и как пытался их разрешить?
4. Допустил ли я ошибки?
5. Что нового я узнал? Как изменились мои представления о суде?
В задании на дом предлагаются высказывания известных людей для анализа.
“Ни адвокат, ни судья не имеют права поддаваться собственным чувствам”. Р.Стивенсон.
“Миловать злых – значит притеснять добрых”. Саади.
“Всякая насильственная мера чревата новым злом”. Ф.Бэкон.
(На выбор).
Татьяна ДМИТРИЕВА,
учитель истории и граждановедения
Тверь
Комментарии