Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в одном из главных своих стихотворений, подводя итоги творческого пути, воскликнул:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил
я свободу
И милость к падшим призывал.
(“Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”)
Удивительное слово – МИЛОСТЬ.
Синонимами к нему являются помилование, милосердие, прощение, пощада.
Откроем “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Даля: “Помиловать – не карать, простить, оказать милосердие, пожалеть, внять раскаянию”.
“Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро, жалостливость, мягкосердость”.
В “Словаре русского языка” Сергея Ожегова найдем толкование следующих слов:
“Миловать – устаревшее – щадить, прощать кому-нибудь вину.
Милосердный – проявляющий милосердие, вызванный милосердием.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Помилование – в значении оказав снисхождение, ослабить или отменить наказание.
Каждый православный человек, обращаясь к Господу, говорит: “Господи, помилуй!”
А в народе еще бытовали пословицы: “Господи помилуй – не тяжело говорить, было бы за что миловать!”, “Помилуй, Бог, детей да жену, а сам-то я и как-нибудь проживу!”, “Бог помиловал, так люди одолели”, “Виноватого Бог помилует, а правого царь пожалует”.
И, конечно же, очень много русских народных пословиц посвящено милости и милосердию:
Замахнись, да не ударь!
Подыми руку да опусти!
Бить – добро, а не бить – лучше того.
На кнуте далеко не уедешь.
Не налагай гнева, наложи милость.
Переложи гнев на милость!
Милость смиряет.
И на милость разум нужен.
Милостивому человеку и Бог подает.
Бог на милость не убог.
Милость и на суде хвалится.
Милость – подпора правосудию.
Удивительно точно сумел выразить русский народ сущность правосудия. Как тут не вспомнить строки современного поэта иеромонаха Романа:
Язык народа мудростью красив.
Одрагоценен поэтичным слогом.
(Иеромонах Роман. “Внимая Божьему веленью”. Минск, издательство Белорусского Экзархата, 2000)
Именно на милость должно опираться правосудие.
Хотя и здесь русский народ предупреждает: Злодея помиловать – доброго человека покарать. Вора помиловать – доброго человека погубить.
А вот протоиерей Александр Мень так рассуждал о прощении: “Есть люди, которые во многом победили грех, но безгрешным не стал никто. Именно поэтому мы все нуждаемся в прощении. Ложно представление, которое выразил Фарисей, считавший, что он уже сделал все для того, чтобы стать святым, и только ждал, чтоб Бог воздал ему по заслугам. Но мы говорим: “Помилуй!” “Помилуй!”, потому что мы нуждаемся в прощении… Прощение – это есть выражение любви Божией.
А жизнь есть борьба. Это старая истина.
Борьба с грехом – составная часть жизни христианина. Но он никогда не должен думать, что способен полностью все одолеть.
Нам всегда следует помнить, насколько мы еще несовершенны. Но это не есть повод к унынию.
Есть Тот, Кто пришел в тленный мир, чтобы нас тут не оставить, чтобы в конце концов нас привести к свету”.
Александр ИКОННИКОВ,
учитель русского языка и литературы,
член Союза журналистов России
Комментарии