Выход на экраны очередного сериала, снятого режиссером Александром Замятиным по роману Павла Мельникова-Печерского «В лесах», не заслуживал бы разговора, если бы в основе его лежало произведение, не причисленное временем к отечественной литературной классике. Я читал «В лесах» несколько раз. Глядя сериал, не мог узнать романа. И не потому вовсе, что изменилась его сюжетная канва, а какие-то второстепенные сюжетные линии вышли на первый план. Искажены до неузнаваемости неповторимые типы мельниковских героев, в частности, тип «русского хозяина», если пользоваться определением публициста Владимира Рябушинского, а следом за ними – дух его произведения.
Одной из общих концептуальных идей писателя было «изобразить быт великороссов в местностях при разных развитиях, при разных верованиях и на разных ступенях образования», как писал сам Мельников. Чтобы создать убедительный художественный образ поволжского старообрядчества, от которого в сериале не осталось ровным счетом ничего, с его народным веропониманием, порой в синкретической связи с языческими представлениями, Мельников попытался создать особый стиль, отсылающий читателя к культуре той среды, откуда вышел герой. Он пытался воссоздать цельный и неповторимый образ народа с его культурой, экономикой, психологией и прочими особенностями. У фильма же совсем иная задача, иные цели, иной стиль, иной жанр. Остались только сюжетные линии, любовная и авантюрная, да и они неузнаваемы, а все то, что позволяло назвать роман Мельникова семейно-бытовым, этнографическим, романом-эпопеей, все это ушло в небытие. Смесь детектива с мелодрамой. В силу жанровых законов и своей идейно-смысловой специфики роман «В лесах» не помещается в прокрустово ложе мелодрамы или детектива, жанров, кстати, достаточно серьезных в руках талантливого режиссера.До Мельникова надо все же дорасти, чтобы осмыслить и воплотить его художественными средствами другого искусства. Он ведь того вполне заслуживает. Экранизировать можно не только романы, но и повести. «В лесах» не «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского – в общем-то вполне заслуженно забытое произведение, интерес к которому на время пробудил снятый когда-то сериал, «Петербургские тайны». Так бывает порой: не особенно талантливые произведения вдруг оживают. Кстати, и в этом случае текст романа Крестовского был «подправлен» и упрощен. Но Крестовский – это Крестовский, а Мельников – это Мельников. Это тот уровень, где иерархия все-таки есть.Помните, что говорит Треплев в «Чайке» Чехова о беллетристе Тригорине: «Что касается его писаний, то… Мило, талантливо… но… после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина». Увы, Толстыми и Золя становятся единицы, а писать могут все, и довольно многие – достаточно хорошо. То же касается и кино. Сериал «В лесах» – тот случай, когда можно повториться: «Мило, талантливо, но…» Но после Бергмана или Клузо не хочется смотреть Замятина. Во всяком случае мне.
Комментарии