В конце сентября 1986 года в Переделкино встретились учителя-новаторы, заявившие: «Нужна новая педагогика, которая отличалась бы от прежней тем, что в ней делается упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Ее можно назвать педагогикой сотрудничества». Среди них был и наш сегодняшний гость народный учитель СССР Виктор Федорович ШАТАЛОВ.
Его методическая система, основанная на опорных конспектах, творила и продолжает творить чудеса – отстающие дети, «великие молчуны» превращаются в успешных отличников. Поясняя непонятный материал, Шаталов делал на листочках небольшие наброски, чертежи, писал ключевые слова, которые ребята уносили с собой. Опираясь на них, «с необычайной легкостью восстанавливалась логика рассуждений и последовательность объяснения. Не случайно поэтому такие листы были названы опорными конспектами. Они ходили по рукам, их переписывали в отдельные тетради, они оказались незаменимыми при подготовке к экзаменам». Листы с опорными конспектами по математике опубликовала «Учительская газета» с ее редактором Владимиром Федоровичем Матвеевым. Шаталов все время совершенствовал свою систему, перенося новые методы обучения на географию, химию, биологию и другие учебные предметы. Стал директором школы, затем заведующим лабораторией проблем интенсивных методов обучения НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке, народным учителем СССР, но его эксперимент был остановлен в результате развала СССР и не спас «от второгодничества миллионы учащихся», как он мечтал. Тем не менее система Шаталова получила широкое распространение по всей стране и во всем мире, по ней обучают детей в индийских школах, в Китае, Северной Корее, США. Ну а сам Виктор Федорович продолжает работать в Донецке в Институте последипломного образования, где читает курс педагогического мастерства для учителей. …Сегодня, спустя 30 лет, Виктор Федорович снова в «Учительской газете», на круглом столе. Несмотря на свои 89, Шаталов бодр и энергичен и по-учительски строг:- Не отвлекайтесь, иначе ничего не поймете, а журналистская ошибка может дорого стоить. Кстати, об ошибках и неточностях в текстах, а также о злопыхательстве и очернении классиков Шаталов написал в своей книге «Но улыбкой роковою…», вышедшей три года назад в Донецке. Путешествие к ГоголюМы, не перебивая, слушаем о математике, о педагогических системах и методиках, фронтовых товарищах и, конечно же, о Донецке. – В школах Украины работают сейчас по вашей системе? – задает вопрос первый заместитель главного редактора Ирина Георгиевна Димова. – В школах Украины русский сейчас под запретом, о чем вы спрашиваете… Я самый бедный миллионер в Донецке, у меня миллион книг, которые я не могу вывезти, о новых моих книгах читатели просто не знают. Некоторые спрашивают: «А что, он живой?» Жив курилка, – улыбается Шаталов, попутно сообщая нам, откуда вообще пошло это выражение, значение которого сегодня мы толком не знаем.Оказывается, была такая старинная игра – «Курилка», во время которой дети сидели в кругу, тому, у кого была в руках зажженная лучина, кричали: «Жив курилка!» …Для Шаталова то, что сейчас происходит на Донбассе, особенно больно. – Мы должны как зеницу ока беречь наше общее русско-украинское единство, но есть, к сожалению, и в Донецке горячие головы, которые призывают снести памятник великому украинскому поэту Шевченко. – А Гоголь русский или украинский писатель? – неожиданно обращается к нам Шаталов и, не ожидая ответа, начинает читать стихи Бориса Чичибабина «Путешествие к Гоголю»: А вдали от Полтавы, весельем забыт, Где ночные деревья угрюмы и шатки, Бедный, бедный андреевский Гоголь сидит На собачьей площадке… Сужение сознания Украинским Шаталов, кстати, владеет превосходно, общаясь с нами, он иногда пересыпает свою речь украинскими анекдотами. А рассказчик, надо сказать, он превосходный, его перу принадлежат 64 книги, среди них и серия сказок на украинском языке. О книгах Шаталова разговор отдельный, некоторые из них стали педагогическими бестселлерами – «Куда и как исчезли тройки – практический педагогический опыт работы с учениками Донецка», «Тройка обречена», «Эксперимент продолжается», «Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований», «У истоков детских талантов», «Город в облаках»… Очень многим учителям эти книги помогли найти свой путь в профессии, буквально перевернули их сознание. Кстати, в 2010 году журналом «Донбасс» и Национальным союзом писателей Украины была издана книга Шаталова «Сужение сознания». Педагогические раздумья. В ней 32 коротких рассказа, и каждый о том, как губительно сужение сознания у учителя, ученого, министра, журналиста. – Я в детстве чуть не умер, врачи, находясь в состоянии сужения сознания, безапелляционно определили: «Не жилец». «У ребенка что-то не заладилось, и он на месяц-другой потерял уверенность в своих способностях. Сплошь и рядом это случается после продолжительной болезни. Приходит раздражение, которое наполняется резкостью, грубостью, притупляется чувство уважения к некоторым учителям, и это становится началом ответной реакции со стороны учителей, реакцией сужения сознания», – пишет Шаталов в своей книге. – Я брал самых трудных, запущенных ребят, и через год они становились отличниками, – говорит Шаталов. – Годовой курс геометрии в колонии для малолетних преступников преподал за 3,5 часа 14 занятий по 15 минут три раза в день. Видели бы вы глаза ребят, которые по-новому стали ощущать себя, и слезы учителей, экзаменовавших их! О спорте и не только – Созданная новаторская система, по сути, держится на шести китах, – говорит Виктор Федорович. – Это повторение, контроль знаний, система оценок, методика решения задач, опорные конспекты и спортивные занятия с учениками. Да-да, не удивляйтесь, именно спорт помогает добиваться великолепных результатов в учебе. Сам Виктор Федорович спортом занимается 3-4 часа в день, может запросто отжаться 600 раз! Оказалось, что за свою жизнь он пробежал более 150 тысяч километров, после 85 лет это увлечение он оставил, но на тренажере до сих пор «бегает». И это после обязательных пяти тысяч ежедневных гимнастических упражнений. – Мой девиз – учиться победно, – говорит Виктор Федорович. Шаталов всегда и во всем остался победителем, наверное, поэтому он может научить побеждать своих учеников, в детстве ему удалось победить болезнь, в юности, проходя в течение семи лет службу в армии, он умудрился окончить 10 классов и завершить обучение в педагогическом институте. Потом, уже работая в экспериментальных классах, Шаталов брал самых слабых, запущенных ребят и помогал им оканчивать школу с отличием. – Объем, глубина, надежность усваиваемого школьниками учебного материала, как показали многолетние исследования, определяются не продолжительностью непрерывного занятия одним и тем же учебным материалом, а частотой возвращения к ранее изученному материалу и методическим наращиванием сложности изучаемых разделов на значительных по протяженности отрезках времени, – подчеркивает Виктор Федорович. Приехав в 1969 году в Москву никому не известным учителем с докладом об экспериментальных классах, он вскоре стал знаменитым на всю страну. В 1986-м Шаталов смог усадить перед телевизорами весь Советский Союз. Впрочем, слава для Виктора Федоровича – не главное, самым важным в его жизни всегда был и остается ученик. – В июле 2014-го, когда Донецк уже бомбили, у меня вышла книга «Восходящая психология», она о каждом из вас, вообще про всех живущих, очень хотелось бы, чтобы ее прочитали учителя России… …Эпоха Шаталова продолжается, а значит, есть надежда, что для тысяч мальчишек и девчонок математика, физика, русский язык и другие школьные предметы перестанут быть нелюбимыми и непонятными, а многие школьные учителя избавятся наконец-то от «сужения сознания»…
Комментарии