С 2005 года в Кемеровской области закрыто более 140 школ. От этой цифры волосы встают дыбом. Начальные школы ликвидируют, «девятилетки» переводят в филиалы, а малокомплектные средние (меньше ста учеников) – в «девятилетки». И сколько ни убеждай себя, что это, наверное, во благо, что укрупнение школ даст возможность лучше оплачивать труд учителей, повысить качество обучения, – все равно страшно. Потому что закрытые школы – это оставшиеся без работы педагоги и дети, которым, скорее всего, придется ездить в новую школу «за сто верст». Это брошенные и обреченные на разворовывание здания, которым не всегда сразу находят применение. Это перемены, которые не всегда к лучшему…
Школа в селе Линейное Юргинского района рассчитана на большое количество детей. Кирпичное двухэтажное здание находится в хорошем состоянии и может принять до двухсот учеников. 70% педагогов имеют высшую категорию, почти все – специалисты с высшим профильным образованием. Директор школы Инна Якубовна Бережнова (она же – учитель немецкого языка) – победитель областного конкурса «Учитель года-2006». Линейная школа первой в Кузбассе получила миллион на ресурсное обеспечение. Поэтому классы теперь выглядят так, как в лучших городских школах: оборудованы компьютерами и сопутствующей техникой, телевизорами, слайд-проекторами, новой мебелью.
Впрочем, не это главное. Главное – минувшим летом одиннадцатиклассники стопроцентно сдали единый государственный экзамен, показав самые высокие результаты в Юргинском районе. Каждый год все выпускники демонстрируют стабильное поступление в вузы. Школа тесно сотрудничает с творческими и спортивными учреждениями. В спортивных соревнованиях ее ученики показывают одни из лучших результатов в районе. Правда, только в индивидуальных видах спорта. Потому что в этой во всех отношениях отличной школе сегодня учатся всего 48 детей. Такой вот у этой оды финальный аккорд.
Десять лет назад школа была полностью укомплектована, но с тех пор количество учеников неуклонно уменьшается. Агрохолдинг, который давал сельчанам работу, раздробили, а находится Линейное в ста километрах от Кемерово и в пятидесяти – от Юрги. Податься, сами понимаете, некуда. Сейчас в самом селе около шестисот человек. Для такого населенного пункта 48 детей – это не так уж мало. А для школы – меньше некуда. Только благодаря высоким показателям учеников и тому, что учреждение укомплектовано и отремонтировано на миллион, его до сих пор не сделали филиалом Орлюкской средней школы. Но уже в этом учебном году Линейная школа готовит к выпуску свой последний одиннадцатый класс. Со следующего года она превращается в «девятилетку», то есть будет давать только основное образование.
Пока для таких школьных учреждений существует лишь один вариант упрочить свое положение: получить статус социокультурного центра села. И педагоги во главе с профоргом и директором делают все, что могут. Их стараниями в здание сначала переведена поселковая библиотека, теперь еще одно крыло отдано под детский сад полного дня. Помогали даже родители: деньгами не смогли, зато необходимые для этого ремонт и переделку помещений делали всем миром.
Все бы хорошо, да есть одна заковыка: социокультурный центр в поселке должен быть единственным. А в Линейном есть еще клуб. Вполне себе функционирующий. Так что даже проделанная с таким трудом реорганизация не гарантирует учителям безоблачного будущего. Все будет зависеть от того, захотят ли власти подойти к сложившейся непростой ситуации индивидуально, потому как в рамках общей практики надеяться Линейной школе не на что. Особенно если учесть, что с января образовательные учреждения области переходят на систему подушевого финансирования. Теперь деньги будут идти за учеником, и малокомплектным школам придется несладко. Если плановое количество учеников в классе сельской школы 14 человек, а реальное, например, восемь, ставим вторую цифру в знаменатель, первую – в числитель, умножаем на величину тарифной ставки – представьте, насколько уменьшится зарплата сельского учителя (в нашем случае, в 1,75 раза)! Прогнозы напрашиваются сами собой: текучки кадров не избежать.
Самое странное, что перед лицом наступающих проблем коллектив Линейной школы – простите за высокий стиль! – не дрогнул. Наоборот, учителя (кстати, все – члены профсоюза) объединили свои усилия для их решения.
Профсоюзный актив пытается отстоять свои позиции перед властями и доказать, что ситуация с Линейной школой – исключительная и общие мерки тут не подходят. Ликвидация сельских школ аргументируется в первую очередь тем, что они, якобы, выпускают неконкурентоспособных детей. Но ведь в данном случае это не так!
Если по Линейной школе власти примут компромиссное решение (оставят хотя бы общее образование), то у сельских школ с подобной историей будет стимул «тянуться» и пытаться переломить ситуацию. Будет хоть какая-то надежда.
Комментарии