Что может профсоюз? Эффективна ли его помощь в условиях, когда заработная плата не удовлетворяет даже самых непритязательных педагогов, когда закрываются школы под лозунгом оптимизации расходов? О спорных и бесспорных моментах работы профсоюза наша беседа с председателем Свердловского областного комитета профессионального союза работников народного образования и науки Татьяной ТРОШКИНОЙ.
– Татьяна Евгеньевна, с какими проблемами в профсоюз обращаются чаще всего?- Если говорить о личных обращениях, то самый распространенный повод – нарушение трудовых прав. Например, учителю сокращают нагрузку, а он с этим не согласен. Или при расчете заработной платы, по его мнению, допущены ошибки. Серьезные изменения, происходящие сегодня в сфере образования, не всегда идут гладко: зачастую нам приходится иметь дело с сокращением численности штата, увольнением сотрудников. Только за последний год в судах с участием правовых инспекторов труда и председателей профсоюзных организаций было рассмотрено 261 дело, выиграно 253, то есть 97 процентов. Удалось добиться снятия с нескольких работников дисциплинарных взысканий, на работе были восстановлены 9 человек. При этом в отношении еще 12 работников приказы об увольнении были отменены работодателями добровольно, без обращения в суд. Больной вопрос – аттестация рабочих мест. Она необходима, а средства на это учреждениям выделяются не всегда. Директора могут только руками развести: не заложены в смету расходы по данной статье! Приходится вести работу на другом уровне. Еще один, в буквальном смысле больной, вопрос – медицинские осмотры. Согласно законодательству их положено проводить за счет работодателей, которые зачастую перекладывают это на плечи педагогов. Многих волнуют вопросы оздоровления, потому что на зарплату воспитателя детского сада в 8-9 тысяч рублей, например, самостоятельно путевку не приобрести. А что говорить о помощниках воспитателя, младшем обслуживающем персонале? – Что дает членство в профсоюзе конкретному работнику? Если человек не берет путевку или лично не обращается за помощью, он за свой отчисляемый профсоюзу 1 процент заработной платы ничего не получает? – Давайте расшифруем «ничего». Первый вариант помощи от профсоюза, как говорится, «в конкретные руки». Второй вариант – опосредованный, касающийся всех. Возьмем самый животрепещущий вопрос – заработная плата. С 2005 по 2008 год в Свердловской области благодаря активной позиции и действиям областного комитета профсоюза произошло увеличение первого разряда единой тарифной сетки в 2,8 раза. Сейчас зарплата работников образования составляет в среднем 13,5 тысячи рублей, у педагогов – 16-17 тысяч, это 74 процента от средней зарплаты по области. Выделение дополнительных средств на школьные фонды оплаты труда – тоже результат работы профсоюза. Учителя начальной школы были обижены новой системой оплаты труда: стоимость ученико-часа у них оказалась значительно ниже, чем у других педагогов. К 1 сентября удалось эту проблему решить. На балансе Министерства образования области находится санаторий-профилакторий «Юбилейный», в котором ежегодно отдыхают почти 1000 педагогов. Получили его работники образования благодаря профсоюзу. «Позвоночный» принцип тоже действует: что-то случилось, нам позвонили, мы выезжаем, разбираемся, оказываем помощь. Это есть, это важно, но это не основное. Главная работа – на законодательном поле: защита и представительство прав работников.- Что вы имеете в виду под представительством?- Профсоюз представляет социальные и трудовые интересы работников образования на всех уровнях – от конкретного учреждения до Государственной Думы. Вот типичный случай: ошибка в расчете пенсии учителя, когда один из трудовых периодов не был учтен. Юрист помогает педагогу составлять исковые документы и сопровождает его в суде. По решению суда Пенсионный фонд начисляет пенсию, а недоплаченные средства могут быть восстановлены.За четыре последних года экономический эффект от нашей правозащитной деятельности составил свыше 1 миллиона рублей. Эта сумма учитывает сэкономленные членами профсоюза расходы на услуги адвокатов и судебные издержки.- Как часто приходится вторгаться в трудовые споры работников с администрацией?- Давненько не было. Другое дело – межличностные конфликты, которые иногда перерастают в трудовые. Сфера образования в этом смысле зона риска. Заняты в ней преимущественно женщины, и преимущественно среднего и старшего возраста: молодежь составляет лишь 17-18 процентов. Перенапряжение вызывает негативные всплески, особенно если дома нет возможности восстановить силы. Сегодня многие руководители учреждений начинают заниматься проблемой психологической разгрузки коллектива. Мы также планируем организовать обучение профсоюзного актива, подковать наших лидеров в этом вопросе. – Такие традиционные для профсоюзов акции, как забастовки, вы не поддерживаете?- Почему же? Мера нужная и важная, но очень серьезная, и если на нее идти, необходимо все тщательно взвесить и продумать. В забастовку легко войти, но из нее трудно выйти. Не менее опасна голодовка. Нельзя жертвовать людьми, подвергать их таким испытаниям. – Татьяна Евгеньевна, что из задуманного пока не удается реализовать?- Сейчас взят курс на омоложение кадров в школах. С другой стороны, говорят об увеличении пенсионного возраста. Как совместить две противоположные тенденции? Если человек уволен по статье 278 Трудового кодекса, мы мало что можем сделать. Конечно, стараемся убеждать работодателей подходить к каждому индивидуально, по-человечески. Индексация заработной платы не производилась уже с 2008 года, а за это время цены на товары и услуги выросли на 17,5 процента. Ситуация осложняется тем, что отсутствует решение об индексации на федеральном уровне. Нынешняя зарплата педагогов – не катастрофа, конечно, но остается место для педагогического подвига. Увеличить заработную плату как таковую профсоюзная организация не может. Но наша задача – донести эту проблему до сознания каждого, от кого зависит принятие решения. Екатеринбург
Комментарии