Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию предложил с 2020 года запустить программу «Земский учитель», по которой единовременную выплату в 1 миллион рублей будут получать педагоги, которые захотят переехать в села и малые города. Решит ли это проблему нехватки учителей на селе? Готовы ли городские педагоги на таких условиях перебраться в глубинку?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ:
– Запуск программы «Земский учитель» – важная мера для сохранения сельской школы. В ряде регионов уже действуют схожие формы поддержки, и они дают результаты. Педагоги переезжают в село и остаются там и после окончания необходимого срока отработки. Но для максимального эффекта от этой программы нельзя параллельно снижать уровень поддержки учителей – отменять право учителя на досрочную пенсию, компенсации за коммунальные услуги в селе. Должна выстраиваться системная политика укрепления престижа профессии учителя в обществе. Общероссийский народный фронт неоднократно обращал внимание правительства на проблемы условий труда педагогов и дефицит кадров в школах. Свыше половины сельских учителей сообщили о нехватке кадров в ходе опроса ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования», который прошел с участием более 3000 педагогов в 2018 году. Сильнее всего ощущается потребность в учителях математики, физики, русского языка и химии. Программу «Земский учитель» можно рассматривать как первый серьезный шаг по преодолению кадрового дефицита в сельских школах. Для многих педагогов единовременная выплата, позволяющая сразу, без кредитов, купить жилье, действительно значимый фактор. Это поможет привлечь в школу тех, кто нацелен на длительную педагогическую карьеру, снизить ущерб от оттока кадров из села в крупные города. Но параллельно с этим все равно необходимо работать над уровнем зарплаты, о чем президент также упомянул в своем послании, снижением нагрузки и различных форм контроля. Ведь учителя, уже работающие в селе, тоже должны иметь достойные условия для жизни.
Нина КОРЕНЬКОВА, директор Шокшинской средней общеобразовательной школы, Республика Карелия:
– Программа «Земский учитель» – это аналог уже существующей программы «Земский доктор». Безусловно, отчасти она решит проблему нехватки педагогических кадров на селе. Но есть и опасения, что после необходимой отработки большинство педагогов вернутся в город. Как и врачи, они будут вкладывать свой миллион рублей в покупку жилья в городе. Чтобы этого не происходило, необходима комплексная программа развития села. И тогда будут оставаться специалисты, возвращаться выпускники.
Дарья ВОЛОБУЕВА, учитель математики, Санкт-Петербург:
– Если бы я была моложе, то, скорее всего, поехала бы в село поработать. На эти деньги можно было бы купить дом или квартиру, а это самое главное, в чем нуждается молодой специалист. Когда молод, ты полон энтузиазма. Сейчас мне уже важно, что это за район, какова инфраструктура, есть ли перспектива. Хотя такие большие подъемные, конечно, мотивируют на работу даже в глухой деревне.
Мария КОРОЛЕВА, лауреат конкурса «Учитель года России»-2016, преподаватель английского языка гимназии №1 Кирово-Чепецка, Кировская область:
– На данный момент я вряд ли бы поехала в село. Моя дочка учится в начальной школе, я считаю, что качество образования в городе лучше. Ей сдавать ЕГЭ, поступать на основе полученных баллов в вуз. В городе больше возможностей дополнительного образования. Кроме того, еще не известны все условия, на которых этот миллион можно получить.
Виктор КНОДЕЛЬ, лауреат в номинации «Дебют» городского конкурса «Учитель года»-2016, учитель начальных классов школы №38, Петрозаводск, Республика Карелия:
– Тема переезда в село для меня актуальна, как никогда. Работа в сельской школе привлекает меня возможностью реализовать свои идеи. Их можно осуществить и в городе, но куда лучше, когда в классе 15 человек, а не 30. Немаловажную роль играет то, что в большинстве сел предоставляют жилье и компенсируют коммунальные расходы. Меня очень обрадовала новость о программе «Земский учитель». Получив 1 миллион рублей, можно приобрести или начать строить свой дом. А для мужчины это одна из главных целей в жизни. Думаю, данная программа привлечет молодежь в село, не только даст жизнь многим школам, но и в целом будут способствовать улучшению демографической ситуации.
Ирина МИХАЙЛОВА, учитель начальных классов, Великий Новгород:
– Эта идея хорошая и должна дать позитивные результаты. Но я бы предложила другие меры, менее затратные. Почему на селе дефицит педагогов? Во-первых, педагогические вузы страны выпускают в десятки раз меньше учителей, чем это было 20 лет назад. Когда я училась в Новгородском государственном пединституте, у нас было 105 человек на потоке. В прошлом году число выпускников на факультете начальных классов составляло 25 человек. Некоторые педагогические специальности потихоньку вообще исчезают из педвузов, руководство объясняет это тем, что на них нет спроса у абитуриентов. Во-первых, государству необходимо разработать комплекс мер, чтобы число выпускников педвузов увеличилось. Во-вторых, нужно вспомнить опыт, когда в педвузы в большом количестве поступали абитуриенты из тех же малых городов и сел. Могу сказать, что две трети из 105 студентов, которые учились вместе со мной, были набраны по особому конкурсу из области. И примерно половина из них вернулись преподавать домой.
Марина М., директор сельской школы, Нижегородская область:
– Мы много раз говорили о необходимости принятия такой программы на семинарах руководителей образовательных учреждений и педагогических форумах. Потому что совсем беда на селе с кадрами. Молодежь в глубинке не остается, а пенсионеры постепенно стареют, слабеют и уже не могут преподавать. Совместителей приглашаем, но это не спасает ситуацию. Во-первых, учителям из райцентра затратно и хлопотно ездить в глубинку, а во-вторых, экономически невыгодно: совместителям не оплачиваются ни проезд к месту работы, ни больничные, ни отпускные. Думаю, что программа «Земский учитель», если все будет честно организовано и до мелочей продумано, может привлечь к нам грамотных специалистов.
Константин К., директор школы, Ивановская область:
– Десятилетия развала сельских школ имеют огромную инерцию. Экстренные меры, конечно, нужны, но меры эти должны быть глобальными, с мощными инфраструктурными вливаниями. Вложение 1 миллиона рублей в 1 человека – мысль хорошая, но не глобальная. Сколько специалистов мы сможем так привлечь по сравнению с тем, сколько их не хватает? Кто будут эти привлеченные специалисты? Вахтовики, тянущиеся за длинным рублем, пенсионеры из города или просто не самые успешные студенты из колледжей? Пока мы не услышим четких ответов на эти вопросы, трудно поверить в результативность программы.
Захар КОВАЛЬКО, учитель физики школы №1 ст. Каневская, Краснодарский край:
– Программа «Земский учитель» уже вызвала много разговоров и споров, хотя мы еще понятия не имеем, что туда войдет. Пока ясно одно: это не панацея! Проблемы кадров она не решит, учителя будут просто отрабатывать миллион и уезжать. Но это все равно нужная мера, правда, запоздалая. Лично я сам станичный учитель, для которого проблема собственного жилья стоит очень остро. Надеюсь, что в программе будет продумана помощь уже работающим в таких школах учителям.
Наталья САПЕГИНА, учитель русского и литературы школы №30 Ростова-на-Дону:
– Как ни странно, для учителя деньги не являются определяющим при выборе места работы. Главное, чтобы ему дали свободу творчества, не забивали рабочее и досуговое время бумажной ерундой и не прессовали необходимостью завышать оценки (именно родительское самолюбие и стремление директора избежать жалоб приводят к липовым оценкам). Я бы взяла обещанный миллион для обустройства в деревне только в одном случае: если бы мне гарантировали, что меня не уволят в течение 3 лет и дадут возможность создать литературный кружок. Я не поеду, конечно, на другой конец страны. Но моя дача в станице Елизаветинской Азовского района Ростовской области находится рядом со школой. В крайнем случае могу ездить на работу в соседнюю станицу. Главное для любого нормального педагога – ощущение нужности в школе.
Иннокентий МАЛГАРОВ, учитель физики и информатики Кыллахской школы Олекминского района Республики Саха (Якутия):
– На мой взгляд, данная мера в корне не решит проблему. Наиболее действенным способом решения проблемы было бы значительное повышение зарплаты сельского учителя до достойного уровня. И, плюс к этому, социальная поддержка учителю в строительстве собственного дома или в его приобретении на месте. Я сам работаю в сельской местности седьмой год. Работаю в школе, которую сам окончил. То есть вернулся в свое родное село. У меня была устная договоренность с руководством школы о будущем трудоустройстве, здесь же проходил учебную педпрактику, поэтому иной вариант места работы после окончания университета я даже не рассматривал. Может, в этом и кроется решение проблемы целевой подготовки будущих педкадров? У нас в Якутии работала программа, по которой за 5 лет работы в арктическом районе молодому учителю возмещалась 50% стоимость однокомнатной квартиры в Якутске. Два моих однокурсника вступили в эту программу. Один после года работы не выдержал тяжелых условий и расторгнул контракт. Другой пять лет отработал и переехал в Якутск. А школы так и остались без учителя. Есть положительные примеры, когда учитель оставался работать после истечения срока контракта. Кто-то там на месте обзавелся семьей, да так и остался. Данная программа в данное время не действует. А в прошлом году она вообще была свернута из-за недостатка средств.
Комментарии