Для начала немного математики. Давайте вместе подсчитаем сумму того времени, которое отпущено учителю для музыкального воспитания ребенка на уроках в школе.
Дано:
Урок длится максимально 45 минут.
Количество уроков в неделю – 1.
Количество учебных недель в году – 32.
Перемножив 45 минут на 32 недели, получаем 24 часа, или одни сутки в год. За 7 лет преподавания музыки школьный учитель общается с ребенком на уроке 7 суток.
7 суток музыкального воспитания за 7 лет, или сутки в год. Возможность оценить, много это или мало, оставим читателю.
Теперь о накопляемости отметок. Снова немного математики.
В классе обычно не менее 25 учеников и редко – более 35. В среднем получается 30 детей. Каждому ребенку необходимо поставить в журнал минимум 3 отметки – всего 90 отметок.
Даже если в учебном году в школах 3 триместра (а не 4 четверти), то на каждый триместр приходится 10-11 уроков музыки.
Поделим 90 отметок на 10 и получаем, что каждый урок мы, учителя музыки, должны выставлять отметки минимум 9 ученикам. Если ученики будут отвечать в среднем по 2 минуты, то это займет чуть ли не половину урока.
Немного о парадоксах.
Сначала аналогия. На мониторе компьютера можно воспроизвести 16 миллионов цветов. Но такого количества названий цветных оттенков не существует.
Теперь о чувствах и настроениях. Сколько их, тех настроений, оттенков чувств, которые мы с вами способны пережить, ощутить? Не счесть.
А сколько в нашем лексиконе слов, которые характеризуют наши чувства? Согласитесь, много меньше.
Не по причине ли ограниченности слова как средства эмоционального общения до сих пор в речи существует интонация?
А искусство музыки?
Не исчезнет ли оно, когда посредством речи можно будет рассказать о человеческих чувствах во всей их полноте?
Так не парадокс ли это, говорить о чувствах, которые породило искусство музыки? Искусство, в основе которого лежит интонационность. Искусство, которое, может быть, и существует до сих пор из-за неспособности слова конкретизировать чувственные ощущения?
Взрослому человеку порой нелегко ответить на вопрос: что ты чувствуешь? Неужели словарный запас ребенка настолько богат для того, чтобы он смог точно рассказать кому-нибудь о своих мироощущениях?
Так чего же мы ждем от ребенка в его ответе? Точности чувственно-словарного перевода его ощущений от восприятия музыкального произведения? За что мы должны ставить отметку?
– Еще одна ситуация. Два ученика. Один от природы способен и музыкально одарен, всегда сможет точно спеть мелодию любого произведения, но пока не спросят, образно говоря, “спит” на уроке.
Второй интонирует плохо, но старается, очень хочет научиться и петь, и слышать музыку. Кого как оцените, педагоги? За что? За природные данные? За работу на уроке? А как ее, эту работу, подсчитать?
Может быть, взять да и отказаться от отметок на уроке музыки?
Или использовать не оценку, а самооценку учеников как стимул к обучению?
И пусть ребенок сам по четким критериям оценивает свои успехи, а в случае неудовлетворительной, по его мнению, для него самого отметки имеет возможность улучшить качество своих умений и знаний по предмету “Музыка” посредством определенных дополнительных заданий.
А отметку ставить одну – в конце учебного года. Тогда и времени на пополнение знаний будет достаточно, и нервозность детей на уроке будет полностью отсутствовать. Ведь оценивает он сам свои успехи, свой труд. А учитель в этом ему первый помощник и советчик.
Виктор ШИЛОВ,
учитель музыки школы N 138
Челябинск
Комментарии