search
main
0

Миллион квадратных метров. От количества – к качеству

С 1 сентября в Новосибирской области при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации запускается программа модернизации системы общего образования.

​Под школьной крышей

Программа рассчитана на три года – с 2011-го по 2013-й, но она столь масштабна, что перемены должны начаться с первых дней ее реализации. Предполагается, что серьезную финансовую поддержку во всех начинаниях Новосибирской области окажет федеральный центр. Но правительство региона и само сумело найти дополнительные ресурсы, чтобы продолжить модернизацию образования. Из федерального бюджета уже поступило 380 миллионов 773 тысячи рублей.

– Чтобы эти средства пришли в регион, мы сделали все необходимое, – рассказывает Владимир Никонов, министр образования, науки и инновационной политики, заместитель председателя правительства Новосибирской области. – Сформировали комплекс мероприятий на этот год, согласовали его с Минобрнауки РФ, после чего между министерством и правительством области было подписано соглашение. По его условиям, федеральный центр выделяет деньги для модернизации учебно-материальной базы и повышения квалификации педагогов, а регион – такую же сумму на повышение заработной платы учителям. Получается, что объем средств, которые инвестируются в областное образование сегодня, – это два раза по 380 миллионов.

Для оснащения школ в Новосибирской области уже многое сделано в рамках национального приоритетного проекта «Образование». Почти во всех учреждениях заменена мебель, установлено новое оборудование – компьютеры, интерактивные доски. А вот до серьезного ремонта зданий руки не доходили. Программа модернизации предоставляет такую возможность. Ведь как ни модернизируй процесс обучения, а без крыши над головой он не пойдет. В 2011 году продолжается проект «Школьное окно», начатый год назад. Уже удалось полностью заменить окна в 159 школах, что, по словам Владимира Никонова, дало серьезный эффект и с точки зрения повышения комфортности пребывания в этих учреждениях и изменения уровня освещенности, и даже экономии расходов на отопление. В этом году планируется поставить новые пластиковые окна еще в 129 школах, общий объем выделенных на это средств – порядка 200 миллионов рублей. Но замена оконных блоков – только начало. Впереди целый ряд проектов по модернизации школьных зданий. Сейчас в пилотном режиме запускается проект комплексного ремонта спортивных залов в 12 школах – из тех, где еще идет замена окон, чтобы ремонт был комплексным. Со следующего года этот проект должен набрать более серьезные обороты – 100 спортзалов за 12 месяцев. Причем проект составлен так грамотно, что не потребует больших средств – примерно по 600 тысяч рублей на школу. В будущем году начнется ремонт школьных крыш. Проблемы с кровлей сейчас имеют многие образовательные учреждения. По оценке экспертов новосибирского Министерства образования, науки и инновационной политики, нужно заменить и отремонтировать почти миллион квадратных метров! И каждый в зависимости от конструкции кровли обойдется в сумму от тысячи до 1400 рублей.

Проекты – в жизнь!

Не менее важное направление модернизации системы образования – совершенствование технологии образовательного процесса. Новосибирская область делает ставку на развитие в школе инфокоммуникационных технологий. Тем более что опыт уже накоплен: есть областной Центр информационных технологий, действуют подобные центры и в каждом районе. Они работают со школами, осуществляют подготовку и повышение квалификации педагогов, сопровождение программных продуктов.

– Надо двигаться дальше, – говорит Владимир Алексеевич. – В прошлом году мы разработали проект, который назвали «Моя школа – весь мир». Смысл его в том, чтобы, обеспечив доступ в Интернет, дать возможность участникам образовательного процесса взаимодействовать между собой. Нам хочется, чтобы педагоги могли общаться в Сети, заимствуя передовой опыт, обмениваясь инновационными решениями, получая консультации у коллег при подготовке к занятиям. И такие возможности сегодня уже есть. Хотя на периферии скорость Интернета пока не очень высока. Мы планируем, что и у школьников появится доступ к различным образовательным ресурсам, и это повысит качество знаний.

В этом году на проект «Моя школа – весь мир» выделено 30 миллионов рублей. И это, по словам министра, только первые шаги. Общий объем средств оценивается примерно в полмиллиарда. В 2012-м при поддержке федерального центра работы развернутся уже в полном масштабе. Опыт использования дистанционного образования в Новосибирской области уже накоплен – сегодня 160 детей с ограниченными возможностями уже имеют хорошо оснащенные рабочие места и могут напрямую общаться с педагогами, осваивать школьную программу, не выходя из дома.

Программа модернизации предполагает реализацию еще одного передового проекта – «Сетевая школа». Рассчитан он в основном на сельскую территорию, потому обеспечить высокий уровень обучения в малокомплектных школах достаточно сложно. А сетевая школа – это некий кластер, в центре которого находится базовое учреждение с высоким уровнем оснащенности и возможностями взаимодействия в электронной сети с периферийными школами. И педагоги этого базового учреждения должны уметь не только проводить уроки в классе, но и работать на удалении, например в формате интернет-конференций.

Еще один новый проект – развитие инклюзивного образования. Это означает, что дети с ограниченными возможностями занимаются не в специальных школах, а вместе с обычными ребятишками в обычных классах. Проект, как считает Владимир Никонов, определила сама жизнь – родители все неохотнее отдают детей в интернаты, добиваясь, чтобы они учились там, где живут. Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области готово поддержать эту позицию – сформированы пакет требований, которым должна удовлетворять инклюзивная школа, и пакет обязательств, которые она на себя берет.

Уравниловки не будет

В условиях новосибирского проекта, который реализуется совместно с Министерством образования и науки РФ, обязательным пунктом заложено повышение квалификации педагогов. Формы подготовки самые разнообразные – и дистанционные, и очные. Предполагается, что учитель должен работать над собой непрерывно. Для этого существует так называемая модульная система: есть несколько образовательных модулей, которые могут постепенно один за другим осваиваться, чтобы преподаватель мог постоянно повышать свою квалификацию, получать современные знания и отвечать требованиям сегодняшнего дня. Перед Новосибирским институтом повышения квалификации, педагогическим университетом встают новые задачи.

– Я должен обратить внимание, что объявленное увеличение зарплаты учителям будет учитывать и качество их работы, – подчеркивает Владимир Никонов. – Лучшие учителя должны больше зарабатывать, и лучшие образовательные учреждения должны лучше оплачивать труд своих педагогических коллективов. Повышение предстоит значительное. Исходя из тех средств, которые мы направляем сейчас на эти цели, можно сказать, что фонд оплаты труда позволит средний уровень начисленной заработной платы учителей довести до средних показателей по экономике. Это то, к чему мы давно стремились. Если в первом квартале текущего года в экономике области средняя заработная плата составила 18568 рублей, то средняя зарплата учителей – 14763. Разрыв – примерно 25 процентов. И мы его способны преодолеть. Уже в конце года средняя начисленная заработная плата учителей должна превысить цифру 18570 рублей.

Но уравниловки, как обещает министр, не будет. Уже сейчас существует дифференциация: зарплата педагогического коллектива зависит от статуса учреждения. Там, где нет проблем с комплектацией классов и желающие обучаться стоят в очереди, уровень оплаты труда выше. Во многом зарплата зависит от численности учеников, ведь фонд оплаты привязан к подушевому финансированию. В дальнейшем будет учитываться и участие в проектах, входящих в программу модернизации.

– Мы не впервые приступаем в области к реализации инновационных образовательных проектов, – рассуждает министр. – «Учительская газета» уже писала о «теплицах для гениев» – сети специализированных классов, которую мы начали создавать. Мы доверили это начинание не всем, а лучшим, четко оговорив, что требуется от школ, и жестко контролируем выполнение всех условий. Причем участие гимназии или лицея в этом проекте тоже влияет на уровень зарплаты учителей. Мы почти втрое увеличили подушевое финансирование для ребятишек, занимающихся в спецклассах, тем самым дали возможность привлекать лучших преподавателей и больше им платить. Проект на данный момент зарекомендовал себя очень хорошо, и в наступившем году количество спецклассов увеличилось в два с половиной раза – с 23 до 60, причем открываются такие классы не только в областном центре, но и в сельских районах. А сейчас мы готовы предложить целый пакет новых проектов.

Один из них – «Внедрение модели управления качеством образования в общеобразовательном учреждении». Участие в этом проекте потребует дополнительных усилий от педагогов, поэтому министерство готово увеличить для таких школ подушевой норматив. Понятно, что требования к участникам этого проекта не просто высоки, а супервысоки. Во-первых, школа должна иметь программу развития. Во-вторых, оценивать качество должна в большой мере общественность. В-третьих, в проект вложено странное на первый взгляд требование – гармоничность педагогического состава. Уже 50-60 образовательных учреждений готовы поучаствовать в таком проекте, а по мере отработки технологий проект будет расширяться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте