«Очень хочется в Грузию. Все время… Просто часто не понимаешь, что хочешь именно туда… Хочешь, чтобы тебя уважали и любили… Вот ты этого хочешь, а на самом деле – хочешь в Грузию… В ту, где так поют… в честь тебя» – такое описание находим у Евгения Гришковца в пьесе «Одновременно». За то, что я – и еще многие тысячи человек – хотят в Грузию, ответственен и Резо Габриадзе. Дело даже не в том, что это он написал сценарии к фильмам «Мимино» и «Не горюй!», и мы до сих пор с наслаждением повторяем «Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся!», а в том, что это штучный человек, одаренный богами без всякой меры.
Он художник, скульптор, писатель, режиссер, кукольных дел мастер и творец множества маленьких незабываемых вселенных. Стоит ли удивляться, что в вечер открытия его «Необыкновенной выставки» чуть ли не вся столица поспешила в Музей Москвы. О, не только перед грузинскими винами пали театральные критики, завзятые посетители вернисажей и светские красавицы вкупе с известными писателями, артистами и художниками. Здесь было хорошо и тепло, в присутствии автора хотелось всех, всех, всех – до единого – любить. Или хотя бы… пожалеть.Удивительно, как интимен и одновременно универсален дар Габриадзе. Как огромные красные розы из папье-маше, встречающие зрителей у входа в его мир. Они как миллион алых роз, подаренных только тебе на глазах у всех. Они огромные, а ты делаешься маленьким, жизнерадостным и мудрым наблюдателем странного взрослого мира. Тут все или слишком маленькое, или слишком большое (две тысячи квадратных метров музея разбиты на шесть пространств). И безусловно, волшебное: стены – это экраны, на которых сменяют друг друга творения Резо Габриадзе (студия Тимура Бекмамбетова перевела на язык анимации более 600 работ мастера).В зальчике, посвященном Пушкину, восхищаешься ловкостью этого кудрявого чародея, переносящего тебя в сказку то ли на коне, то ли на Сером волке (тут лишь малая часть более чем из тысячи набросков его Пушкинианы).Потом проникаешься нежностью к другому предмету поклонения автора – грузинскому поэту Галактиону Табидзе. Вообще-то фамилия нужна только нам, для земляков он просто Галактион – так называют в Грузии или царей, или поэтов, любимых и гениальных (и Резо, как ласково называют Реваза Габриадзе земляки, – продолжение этого ряда). Табидзе, великий трагический поэт, мало известен в России, несмотря на переводы Беллы Ахмадуллиной и Арсения Тарковского и родство с Булатом Окуджавой. В сталинские годы его жена была расстреляна, сам он позднее помещен в психушку и покончил жизнь самоубийством. Как пишет всезнающая Википедия, Табидзе оказал огромное влияние на все последующие поколения грузинских поэтов. Габриадзе говорит, что его рука сама вдруг начала рисовать Галактиона, и он удивленно обнаруживал поэта то на берегу реки, то в кабачке, то на узких улочках Тбилиси. Глядя на эти рисунки, кажется, что и ты знал его много-много лет, знал и любил…Следующий зал погружает в атмосферу 1940-х – детства Резо. Маленький рассказ Габриадзе «Топиарное искусство» шедеврален и просто создан для роскошно иллюстрированного аудиорассказа. Его непременно нужно выслушать – вас омоет, как весенним дождем, а юмор, этот несравненный его юмор и сочный, как вишни, язык!«Все внутри Буденного ползучее, стелющее, вьющее, лазающее: глициния, виноградные лозы, ломонос, актинидия, кирказон – взорвалось и зацвело неистово!Усов стало три! Два под носом, а третий из щеки!Буденного не стало!Он стал взлетающим в небо букетом!Букетом, побывавшем в драке!Этот букет был взрывом радости!Счастья! Под таким букетом целоваться!Впервые в жизни!Всю ночь!До утра!»А вот зал, где можно посмотреть фильмы самого Резо, как когда-то мальчишкой подглядывал кино он. За старым деревянным забором. Буквально – забор абсолютно настоящий, привезен из Грузии, потому что Резо хотелось передать дух своего детства, без бутафории. Получилось забавно – смотреть «Мимино» или грузинские короткометражки поверх забора, как будто контрабандой.Посмотреть, улыбнуться и… зажмуриться, выйдя на простор огромного зала – театральной площади и одновременно мастерской художника, где один маленький спектакль через несколько минут сменяет другой. Стены-экраны проецируют сверхкрупные изображения набросков Резо к его спектаклям, портреты любимых им людей и кукол, созданных по его эскизам. Можно рассмотреть детали, подивиться сочетанию несочетаемого, и снова экспозиция меняется. Только что по стенам сквозь ностальгические гудки мчались рисованные паровозы (наброски к спектаклю «Рамона» Театра марионеток Габриадзе), а теперь шумит по черепичным крышам Тбилиси дождь, и какая это пленительная симфония! О, как здесь хорошо посидеть и помечтать, и в порыве переполняющей нежности подойти к необычной падающей башне (копии-инсталляции оригинала) Театра марионеток, что Габриадзе построил в сердце старой грузинской столицы. Состоящая из словно косо поставленных друг на друга кубиков со старинными часами и балкончиками, на которых разыгрываются представления с ангелами и куклами, она подпирается железной балкой и таит не выразимое словами очарование.Как Габриадзе вдруг стал заниматься театром, да еще марионеток? Меньше всего он похож на Карабаса-Барабаса. В трудные для Габриадзе времена, когда в кино был простой, ему неожиданно предложили карт-бланш на родине – делай что хочешь. И он «придумал себе маленький кукольный театр, чтобы уйти от ответственности, абсолютно не зависеть от актеров, иметь как можно меньше зрителей, чтобы меньше грешить незрелыми мыслями и неумением их претворять». Кукольный театр-лаборатория оказался именно тем инструментом, который емче всего вмещал его гений. Он стал в нем и художником, и драматургом, и режиссером. Его мир трогательных созданий (даже подлецы в нем симпатичны и колоритны) стал зримым. Театр марионеток полюбили во всем мире. В Москве и Питере он гастролирует последнее время почти каждый год, но жажду не утоляет. Вот и в этот раз театр привез свои шедевры – «Рамону», «Сталинград», «Осень моей весны», «Бриллиант маршала де Фантье», но что такое 250 мест (Музей Москвы выстроил театр специально для выставки Резо!) для мечтающих увидеть спектакли Габриадзе?Главным же подарком нынешнего вернисажа стал приезд самого маэстро – удивительного тихого и кроткого маленького человека. Его двойник с афиши – кланяющийся человечек, держащий цветы за спиной, одновременно и клоун, и трогательный символ радушия. В нем зримо читается фигура подтрунивающего над собой автора. Заметно постаревшего, но по-прежнему любящего не брать, а давать. Дарить. И при этом благодарить всех и вся. Из немногих слов, сказанных Резо на открытии выставки, главным было многократное «спасибо».Его дипломной работой на Высших курсах сценаристов и режиссеров когда-то стал сценарий к фильму Эльдара Шенгелая «Необыкновенная выставка» о скульпторе, обменявшем свою мечту на благополучие. К своему 80-летию (день рождения Резо летом, но к юбилею не грех подготовиться заранее, что Музей Москвы и сделал, заодно решив отпраздновать и свое 120-летие) Габриадзе доказал, сам того не желая, что мечты сбываются (при условии, что воплощаешь их сам). Даже самые необычные.«Не ищите его. Не найдете. Таких на всю страну на одной руке сосчитать!» – говорит герой его рассказа «Топиарное искусство», проведя «по красивой кривой руке с тремя пальцами». Я знаю еще только одного духовного брата Резо Габриадзе – Тонино Гуэрра. С щедростью гения к другому гению Гуэрра называл Габриадзе одним из лучших художников в мире. Неповторимый – так будет, наверное, точнее. Из этих двоих с нами сейчас лишь один. Пока есть возможность (выставка продлится до 20 марта), сходите к Резо. Когда вы еще утолите тоску по Грузии?
Комментарии