Конкурс «Учитель года» – это прежде всего возможность оглянуться, увидеть себя со стороны глазами жюри и собратьев по цеху, это удобный случай подумать, для чего ты пришел в профессию, и шанс открыть в себе особые внутренние резервы. Но кто стремится сегодня на конкурс, кто не боится оказаться в кругу талантов, как называет обладателей малых и больших пеликанов победитель конкурса «Учитель года России-2004» Андрей ЛУКУТИН, и заявить о себе на всю страну? Эти отважные пионеры столичной педагогики уже начали свою подготовку к всероссийскому финалу. И председатель Клуба учителей года Москвы подробно описывает, через какие горнила испытаний им приходится проходить, для того чтобы обрести свободу взглянуть на профессию по-новому.
– Андрей Владимирович, не кажется ли вам, что конкурс в Москве проходит как-то необычно?- Все началось с того, что два года назад Городской методический центр и центр педагогического мастерства придумали проводить метапредметную олимпиаду для учителей. И в прошлом учебном году, когда готовили положение о конкурсе «Педагог года Москвы», на оргкомитете в Департаменте образования мы решили сделать олимпиаду «Московский учитель» первым этапом конкурса. Она с первых же дней зарекомендовала себя как достойное испытание и, судя по результатам и по тем учителям, которые были выбраны, стала хорошим профессиональным экзаменом.Так, в положение о «Педагоге года Москвы-2016» в номинации «Учитель года» было решено добавить пункт об олимпиаде, она проходит в два тура: заочный, в котором в этом году участвовало более 9 тысяч московских учителей, и очный, в результате которого победителями и призерами оказались 114 человек. Вот именно их, вручая дипломы, заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна Васильева и директор Городского методцентра Марианна Лебедева пригласили принять участие в конкурсе «Педагог года Москвы» в номинации «Учитель года».То есть сначала наши конкурсанты прошли такой метапредметный отбор, а после этого для них начались конкурсные испытания. Откликнулись на приглашение и прошли во второй этап 111 человек.- Практически все не побоялись идти дальше?- Да, это порадовало. А дальше все было довольно традиционно для нас. Первый этап – визитная карточка. 111 человек в течение трех минут отвечали на вопросы жюри. С вопросами они были ознакомлены заранее, они скорее философско-практического характера: зачем и почему я в школе? Мои главные достижения? Каким я буду завтра? При ответе можно было использовать информационно-коммуникативные технологии и фантазию – учителя обо всем этом рассказывали так, как им хотелось, это были абсолютно разные по форме и содержанию визитки. Это понятно, учителя народ творческий.После этого им предстояла работа дома. Их задачей стали написание эссе «Свобода, выбор и ответственность современного учителя» и создание оригинального видеоролика. Эссе учителя размещали в своем личном кабинете на сайте «Педагога года». Ролик тоже сначала размещали на сервере YouTube, после чего давали ссылку в личный кабинет, чтобы его посмотреть. Мы в этом году запустили вместе с ТемоЦентром проект, который называется «Просто о сложном». Предполагается любую сложную тему, задачку, понятие, формулировку, то, что обычно довольно-таки тяжело изучается в школе, объяснить так, чтобы поняли все. Рассказать о непонятном простым языком, а использовать для наглядности можно что угодно – это дело вкуса. К ролику было только два обязательных условия. Это не должна быть профессиональная запись, предполагается, что любой человек на любой гаджет в любом месте может это снять! Второе – это регламент. Мы просто просчитали и поняли, что за три минуты, в этом ли формате или на уроке, можно объяснить сложное понятие, конечно, если учитель правильно найдет слова, если учитель правильно отберет материал.- И что, учителя с созданием подобных образовательных видеоклипов справились?- С этим справились практически все! Понятно, по-разному. Эксперты оценивали серьезно. В экспертах были проверенные годами люди, учителя года Москвы, России, межпредметная ассоциация столичных учителей. Они заходили в свои личные кабинеты, где получали доступ к просмотру, биологи, конечно же, смотрели биологов, физики – физиков. Выставляли баллы, по которым выстраивался рейтинг. Иногда даже десятые балла решали судьбу.Вот эти три задания – эссе, ролик «Просто о сложном» и очная визитка – и составили второй тур нашего конкурса, по итогам которого вышли 30 человек, 17 юношей и 13 девушек.Представлены практически все предметы школьной программы. И стоит отметить, в этом году лидирующее положение заняли предметы научно-естественного цикла, что меня как гуманитария не может не радовать, честно скажу. Первая тройка предметов – это информационные технологии, наконец-то математика (у нас всегда была большая проблема с финалистами-математиками, очень редко кто попадал, не сильно говорливый предмет, и люди интроверты, здесь получилось!) и иностранный язык. Также есть и биология, и химия, мировая художественная культура, начальная школа и другие.- И это только начальный этап движения к конкурсу?- Да, с 25 по 27 февраля эти 30 человек поедут вместе с тренерами в Поведники, обособленное подразделение Дома учителя, там в течение полных трех дней будет проходить тренинг по подготовке к финальному третьему этапу.Мы постарались составить программу таким образом, чтобы показать, с одной стороны, что такое финал конкурса, покажем конкурсантам формат того, что их ждет. С другой стороны, в этом году мы решили не давать им готовые материалы, как проводить педсовет или мастер-классы. Потому что опыт прошлых лет показал, что часто бывало так, что когда приглашенные к ним учителя года Москвы, России показывали свои блистательные мастер-классы, то конкурсанты брали их за эталон, считая, что это вполне подходит и им, и делали кальку. И когда они приезжали на финал, мы получали два мастер-класса Виты Кириченко, три Михаила Случа, четыре Антона Молева и так далее. Но так как чужой пиджак не примеришь, под мышками жмет, то получалось это, мягко говоря, не очень хорошо. Потому что они не прочувствовали на себе, не показали, что у них лучше всего получается. Поэтому в этом году мы решили показать только подходы, технологию. Технологию мастер-класса, педсовета, педагогического проекта, импровизационных заданий.- То есть это своеобразный семинар-тренинг?- Это будет очень серьезная психолого-педагогическая подготовка, ведь конкурс – это серьезные физические и моральные нагрузки. Это будет тренинг по умению себя вести, говорить, умению отвечать на вопросы, иногда очень непростые вопросы журналистов, общаться между собой, правильно использовать те или иные технические средства. Для того чтобы к финалу, а он начнется через месяц – 26 марта, проанализировать и подготовиться.Финал оценивает Большое жюри. Это в основном практики: победители России, победители Москвы, представители высшей школы, наших партнеров, родительской общественности, директорский корпус. Спектр людей, которые по-разному смогут посмотреть на конкурсантов, в то же время мы собираем для того, чтобы разные представители педагогической профессии по специальностям посмотрели на конкурсанта с разных аспектов его деятельности. Возглавляет жюри уже несколько лет экс-министр образования России, глава Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки Владимир Михайлович Филиппов. Бесподобный абсолютно человек, умный, интеллигентный, актуальный, в теме, в содержании и, конечно, бесценный организатор.1 апреля будут объявлены лауреаты конкурса, показавшие достойный мастер-класс, поработавшие в нашем педагогическом совете, удивившие своей импровизацией, заинтересовавшие педагогическим проектом. Сколько будет лауреатов, мы не знаем, мы не ограничиваем количество, у нас все может произойти. Но их точно будет больше двух. Они будут награждены в Поведниках.- Следовательно, будет и суперфинал?- Этот так называемый суперфинал будет называться так же, как в России, «Круглый стол образовательных политиков», и мы очень надеемся, что в данном мероприятии примет участие наш министр образования Исаак Иосифович Калина. Тема обсуждения будет объявлена буквально за день до самого мероприятия.Закончится все это где-то в начале апреля, конкурс конкурсом, а у учителей уроки. Единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация. Поэтому в апреле для всех, кроме одного, эта история завершится. А первому? То ли завидовать, то ли нет, ответственность довольно-таки серьезная. Впереди. Потому что Москва, она, как и всегда, должна очень достойно выступить на российском конкурсе, показать все то, что сейчас происходит в столице.К нашему большому сожалению, в этом году с нами не будет Виктории Николаевны, которая всю конкурсную историю была незаменимым членом жюри. Мы постараемся с помощью «Учительской газеты» определить лучшее эссе из представленных конкурсантами. Оно может быть написано совсем не финалистами, не лауреатами, не победителем. Это будет специальный приз Виктории Молодцовой. Учителя года Москвы поддержали это предложение. Мы вручим приз в Поведниках или когда будем определять финалиста.- Это прекрасная инициатива.- Нас все годы серьезно поддерживает наш городской профсоюз, в этом году нашим партнером стал Банк Москвы, который учредит свои собственные призы всем лауреатам. Все будет весьма солидно.В любом случае мы постараемся, чтобы конкурсантам было на конкурсе интересно, а главное – полезно. Лично я считаю, что конкурс является одной из самых лучших форм профессионального повышения квалификации. Безусловно, это дорогого стоит, когда ты собираешь все, что умеешь, отрезаешь то, чем можешь не пользоваться, показываешь это своим коллегам, которые не просто баллы какие-то поставили по критериям, а они скажут: «Да, вот с этим можно работать! Вот это нужно транслировать! Вот это можно показать!» И благо сейчас московский ресурс нам позволяет показать все и вся. Те ролики, которые мы отправили, могут использовать все, эссе могут читать и черпать какие-то из него идеи. Потому что это культура письменного изложения мысли. И что говорить, конкурс даже если не шоу, то очень резонансное явление. А учитель чрезвычайно публичная фигура, и среди детей, и среди родителей, и среди средств массовой информации – внимание к образованию повышенное и среди чиновников, с которыми им приходится общаться. Мы очень хотим, чтобы они вышли из своих коллективов, посмотрели на себя и других. Можно быть звездой внутри коллектива, попав в созвездие, потеряться. На тренинге как раз будут всякие рекомендации по преодолению стрессов, потому что когда ты попадаешь в круг, где на один миллиметр талантливый учитель, чувствуешь себя неуверенно. А когда рядом Заруба, Кружалов, Милехин, Шугаева, Колечкин, Сиденко, фонтанирующие идеями, это пережить невозможно! «Учитель года» – это очень интересное педагогическое путешествие в себя, к коллегам. Люди, которые участвовали в конкурсе, в большинстве своем говорят, что да, я не стал победителем, но у меня появились новые друзья, я увидел то, что не увидел бы никогда ни на одном курсе повышения квалификации, я понял, что могу вот так. Евгений Травин давным-давно очень здорово написал про 16-е место, про самый лучший в своей жизни конкурсный урок. Люди по-другому начинают и работать, и мыслить. Мы постараемся показать ребятам, которые участвуют в конкурсе, культурные образцы, пригласив в Поведники для общения победителей российского конкурса, очень хотим позвать Петра Григорьевича Положевца, чтобы он приехал пообщаться с конкурсантами. Потому что главный редактор ведущего педагогического издания страны, человек, который делает российский конкурс и знает, что такое бренд-тренд образования, это образец. Да и сам он просто интересный человек. Мы хотим, так как в этом году Год кино, пригласить (у нас даже есть предварительные договоренности) людей из кинематографической сферы, артистов и режиссеров. И, конечно, кого-то из политиков от образования. Отличная для этого кандидатура, конечно, Антон Молев, он и политик, и председатель комиссии по образованию городской Думы, и победитель конкурса. Такая встреча очень важна, финалисты должны знать, что есть политика в образовании, они должны видеть не только горизонтальное развитие, но и вертикальное. И, поняв, зачем происходят многие изменения в системе образования, может быть, другими глазами посмотреть на них, как на закладку в день будущий. Ведь учитель должен знать не только физику-химию, но и понимать перспективы. Потому что это перспективы его воспитанников, ради кого мы каждый день приходим в школу.
Комментарии