Летом этого года наконец-то разрешилось противоречие между Законом «Об образовании» и Законом «О воинской обязанности и военной службе». Отныне основы военной службы для старшеклассников обязательны, тогда как раньше они могли проводиться лишь на факультативной основе. Значит ли это, что ОВС станет отдельным предметом и кто будет его преподавать? Об этом мы решили узнать у члена Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) Анатолия ПИНСКОГО.
– После июльских поправок законодательства по многим СМИ прошли публикации, главной сутью которых было мнение – «военные победили», «битва по вопросу НВП образованием проиграна». На самом деле это совсем не так. Принятые поправки к закону лишь снимают давнее противоречие, но никакого нового предмета никто вводить не собирается, федеральный базисный учебный план остается неизменным, ОВС сохранится в курсе ОБЖ, просто изучение основ военной службы станет обязательным для всех.
– Кто же будет преподавать ОВС?
– Новое законодательство очень тонко разрешило эту проблему. Раньше в Законе «Об образовании» была написано, что ОВС должны вестись на факультативной основе, но силами «заинтересованного ведомства», читай – военного. В новой редакции закона фиксируется – преподавание основ военной службы должно осуществляться педагогическими работниками образовательных учреждений, то есть попросту учителями-предметниками, прошедшими соответствующую подготовку или курсы повышения квалификации. Нигде не записано, что запрещено преподавать ОВС женщинам, даже если они не служили в армии и не являются офицерами запаса, но прошли соответствующую подготовку в институтах повышения квалификации. В принципе ОБЖ может вести любой учитель – химик, физик, преподаватель физкультуры, главное, чтобы он обладал необходимыми знаниями и навыками. В то же время ОБЖ может преподавать и действующий офицер или офицер запаса, если он прошел дополнительную педагогическую подготовку.
– Анатолий Аркадьевич, давайте теперь поговорим о проблеме военно-полевых сборов. К сожалению, в последнее время они стали ассоциироваться с трагедией. Так, в этом году скончался на сборах паренек из Липецкой области, которому, как оказалось, по медицинским показаниям вообще были запрещены серьезные физические нагрузки. Кто будет нести ответственность за жизнь и здоровье ребят?
– Поскольку теперь за начальную военную подготовку отвечают образовательные учреждения, школы, то и за сборы ответственны тоже они. Так что сейчас военкоматы не могут сказать педагогам: проведение сборов – наша задача, и вы с вашими требованиями к безопасности детей и педагогическими аспектами нам не мешайте. Школы ведь подведомственны муниципалитетам. Раньше, в ситуации коллизии двух законов, и главы администрации в силу ряда обстоятельств ориентировались при проведении сборов в первую очередь на требования военного законодательства, а не образовательного. Теперь военно-полевые сборы должны проводиться в соответствии с учебными нормами, а не по законам армии, они будут регламентированы учебной программой, которую обязан подписать директор школы. Требования к безопасности и сохранению здоровья детей предъявят не армейские, а школьные. Так, к примеру, кросс должен соответствовать нормативам школьной программы по физкультуре, а не требованиям армейской «учебки». Кроме того, хочу напомнить, что сейчас идет постепенное введение профильного обучения и среди 10-12 профилей есть и оборонно-спортивный. Его, как правило, выбирают ребята, которые хотят связать свою судьбу с армией, мечтают о поступлении в высшие военные заведения. В таких классах, думаю, уместно уже углубленное изучение основ военной службы.
– Анатолий Аркадьевич, значит ли это, что военные совсем утратили возможность воздействовать на школу в отношении преподавания ОВС?
– Не совсем так. Я думаю, определенным рычагом воздействия могут быть новые стандарты по ОБЖ. Скажем, военные могут потребовать согласовывать с ними обновленный стандарт по ОБЖ в части, касающейся ОВС. Так что Минобрнауки, скорее всего, будет согласовывать стандарт по ОБЖ с Минобороны. Также думаю, что в руководство районных, городских и областных методобъединений учителей ОБЖ будут вводиться представители военного ведомства, например, как сопредседатели или зампреды. Но при этом нигде не написано, что Минобороны имеет право прямого непосредственного контроля за преподаванием ОВС в школе.
В общем, нет никаких оснований говорить, что образование проиграло армии в «битве за НВП». Здесь, я думаю, выиграли обе стороны. Образование получило четкие инструкции – новый предмет не вводится, стандарт будет обновляться, а преподавать ОВС смогут не только военруки, но и школьные учителя. Минобороны тоже не в проигрыше – оно, скорее всего, будет влиять на обновленный стандарт по ОБЖ. Разумеется, военно-полевые сборы школы станут проводить в тесном контакте с военным ведомством. Но ответственность за жизнь и здоровье детей со школ никто не снимает. Так что милитаризации школы не произошло и в ближайшем будущем не намечается.
– Анатолий Аркадьевич, и все-таки когда же будет обновляться стандарт по ОБЖ?
– У нас сейчас фактически действуют стандарты 1998 и 2004 годов. С последними не все ясно. Поэтому сейчас идет речь о создании стандартов нового поколения. Пока что в большинстве регионов России изучение ОБЖ идет по стандартам 1998 года, за исключением тех экспериментальных классов, где введен стандарт 2004 года. Еще раз повторюсь – очень вероятно, что Минобороны вправе будет потребовать согласования стандартов ОБЖ с ним в части, касающейся основ военной службы, но ничего катастрофического я здесь не вижу.
Комментарии