search
main
0

Мильграм. Учитель, которым гордятся ученики. Почетный гражданин Москвы воспитал настоящую интеллигенцию, которая составляет славу страны

Журналист не должен публично признаваться в любви, в этом кто-то может усмотреть предвзятость его материалов. Но я не боюсь признаться: люблю Леонида Исидоровича Мильграма, и когда встречаюсь с ним, душа переполняется такой радостью, будто это очень близкий, дорогой человек. Особой идиллии в наших отношениях не было никогда: однажды Мильграм подписал письмо в защиту тех, кого я критиковала за негодные учебники. Для него это была корпоративная солидарность, он поддался уговорам коллег, для меня – сильное разочарование, мне ведь всегда казалось, что принципиальнее Мильграма нет человека на свете. Говорю это потому, что и на солнце бывают пятна, и идеальный герой иногда совершает поступки, которые могут удивлять.

А вообще Мильграм все время меня удивляет. Например, взял и ушел с директорского поста на пенсию, хотя и в 85 сохраняет ясность ума, тонкую ироничность, четкое и адекватное представление, что происходит нынче с нашим образованием. После прошлогоднего августовского совещания Леонид Исидорович произнес небольшой спич: дескать, никогда не уходите на пенсию, на этом жизнь заканчивается и становится неинтересной. Любовь Петровна Кезина тут же предложила ему вернуться на директорское место в родную 45-ю школу. Мгновение Мильграм раздумывал, потом отрицательно покачал головой, дескать, в одну реку и в самом деле нельзя войти дважды, возвращаться туда, откуда ушел совсем, приняв такое непростое решение, тоже не стоит. Хотя душа его болит, ведь школа стала совсем другой. Но это естественно, другие люди – другое учебное заведение. Между тем многое продолжается и сохраняется: и детский сад, и лицей, и гимназия, и углубленное изучение предметов, и международный бакалавриат. Штучное обучение тут по-прежнему выстраивается «по Мильграму».

Мильграм был настоящим директором, он скрупулезно подбирал себе единомышленников, а если педагог не мог еще в полной мере оценить задуманное Леонидом Исидоровичем, он воспитывал единомышленника и коллегу. Так подбирались в его школе сильные учителя, с которыми было интересно не только ученикам, но и самому директору. Много лет назад в командировке в Израиле я встретила бывшую учительницу 45-й Надю Славину, и мы с ней долго говорили о Мильграме, о том, как работалось с ним педагогам. Надя, к тому времени сама ставшая директором, правда, частной школы, рассказывала потрясающие вещи.

Мильграм – удивительный директор? Конечно, он был сильным и властным руководителем, власть которого шла не от диктатуры, а от авторитета, авторитет же – итог собственной напряженной работы, когда скидок нет никому, себе прежде всего. Он очень хотел оставить школу молодому, талантливому учителю и ежегодно предлагал свое место победителям очередного московского конкурса «Учитель года». Но молодые отказывались от предложения, им, видимо, непросто было представить себя на месте Леонида Исидоровича. А он обещал трехлетнюю стажировку, любую помощь и свободу в экспериментировании. Кстати, на психолога Андрея Милехина Мильграм до сих пор в большой обиде, поскольку уж на него-то сильно рассчитывал.

Мильграм – педагог от Бога? Конечно, это сильный, выдающийся учитель истории, который стал таковым не просто так, а потому что жизнь его самым удивительным образом была связана с историей страны. Репрессированный отец – коммунист и разведчик, жена – дочь итальянского коммуниста (стаж семейной жизни Мильграма – 60 лет, он шутит, что год идет за два, так трудно семье смириться с его неуемной энергией), война, ранение, возвращение к мирной жизни, переживание всех перестроек, реформ, выстраивание инновационных проектов, программ, трудное объяснение детям, почему у нас такая история, а не какая-то другая, почему у нас доморощенная демократия, не похожая на все демократии в мире. В 45-й до сих пор жив и принимает посетителей школьный музей – музей того самого 40-го артиллерийского дивизиона, в составе которого Леонид Мильграм дошел до Бреслау.

Мильграм – коллега? Вне всякого сомнения, Леонид Исидорович – человек, общающийся с подчиненными не с высоты и не свысока, а как коллега с коллегами. Не случайно после ухода Мильграма следом ушли те педагоги, которые не могли представить себе работу без него. Для них школа опустела, и они не могли прожить в ней без Леонида Исидоровича. Да что там коллеги в школе, Москва не может прожить без Мильграма. Он, почетный гражданин Москвы, по-прежнему советник Любови Петровны Кезиной – неофициальный, что гораздо ценнее, чем если бы он занимал какой-то пост в департаменте. Он по-прежнему нежно дружит с Марией Андреевной Комлевой, директором 199-й, поддерживает деловые дружеские отношения с директором 109-й школы – центра образования Евгением Ямбургом, он знает, какие слова нужно найти для молодых учителей, только-только начинающих свою педагогическую карьеру, для тех педагогов среднего возраста, которые подчас разуверились в нужности своей деятельности, потому что в современной школе, с современными детьми и вправду работать тяжеловато и нужно искать какие-то иные формы взаимоотношений.

У Мильграма никогда не было проблем в общении с учениками. Он жил и живет по сию пору для них. Мало того что каждый день телефон разрывается от их звонков, мало того что не проходит дня, когда бы бывшие мальчики и девочки, а теперь вполне солидные люди приходят к нему домой (жена ворчит, но не удивляется), чтобы посоветоваться, как поступить в трудной ситуации, или поделиться радостью. Мильграм готов и сам сорваться с места и отправиться туда, где ждут его питомцы. Так вышло с поездкой в Калининград на конкурс «Учитель года России-2005» – ему обещали такую встречу, хотя на самом деле Мильграму собирались вручить почетную награду за многолетний самоотверженный труд. За наградой Мильграм бы не поехал, к ученикам – без всяких разговоров. Встречи с учениками и впрямь состоялись, но и награда была вручена, зал рукоплескал, поднимался в едином порыве, приветствуя Леонида Исидоровича.

Ученики Мильграма – особая категория: в школе висят портреты Артема Боровика, такой журналист мог вырасти только в такой школе. В 45-ю школу интеллигенты вообще всегда старались отдавать своих детей. Директор Мильграм был гарантией не только того высокого качества обучения, о котором мечталось, но и воспитания. Помню, как на один из юбилеев приезжал Зиновий Гердт, внук которого тоже учился в 45-й. Мильграм и Гердт дружили, и дружба их была настоящей дружбой бывших фронтовиков, людей, которые многое повидали в этой сложной жизни.

Что притягивало людей к Мильграму в годы его директорства? Бесконечная любовь к детям и готовность жертвовать собой ради них. Мильграм создавал не просто школу, он создавал храм знаний, в котором было все – хорошие классы, компьютеры, бассейн, тренажерный зал, пришкольная площадка. Как он все это получал? Ничто ведь с неба не падало – думаю, иногда он даже унижался перед чиновниками, не комплексуя по этому поводу, ведь просил не для себя.

Сегодня Мильграм ходит, опираясь на палочку, говорит, что 40 лет директорства – груз. Но вот отмечал в цирке на проспекте Вернадского 30-летний юбилей своей школы Ямбург – Мильграм пришел туда легкой походкой (от гордости за своего друга и ученика), нашел точные пронзительные, поздравительные слова. И на заседания Московского совета старейших он приходит, не делая никаких скидок на самочувствие и настроение. Когда разговор идет об общем благе, у Леонида Исидоровича всегда хорошие и самочувствие, и настроение. Он государственный человек в полном смысле этого слова, потому что больше, чем кто бы то ни было понимает, что такое образование – для государства, для его будущего.

Редакция «Учительской газеты» присоединяется ко всем теплым поздравлениям, полученным Леонидом Исидоровичем Мильграмом по случаю его 85-летнего юбилея.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте