В условиях пандемии онлайн-занятия стали неотъемлемой частью процесса обучения. Использование в локдаун весной 2020 года программ видеоконференцсвязи Zoom, Microsoft Teams, Skype позволило большинству педагогов не прерывать учебный процесс. Пандемия дала новый виток развитию инструментария для проведения онлайн-уроков, но ситуации, в которых необходим онлайн-урок, порой не зависят от ежедневной статистики Роспотребнадзора.
Популярные на российском рынке образовательные онлайн-сервисы наряду с государственными образовательными институтами активно разрабатывают и внедряют дистанционные инструменты. Например, масштабный проект последнего года – разработка платформы видеоконференцсвязи «Сферум» от Ростелекома и Mail.ru. Ведь возможно, функционал онлайн-уроков станет одним из критериев будущей сертификации образовательных платформ.
У каждой программы (сервиса) свои преимущества: в Microsoft Teams реализована функция совместной работы в файле, Zoom популярен из-за своей простоты и доступности. И свои особенности, связанные с политикой перехода на российское программное обеспечение.
Практически у всех сервисов есть базовые возможности: запись урока, демонстрация экрана, чат и разделение пользователей на группы. Некоторые сервисы пошли дальше и предлагают «организационные» возможности процесса обучения: расписание, групповые и индивидуальные звонки, возможность «поднять руку» и вывести ученика в эфир, управлять его камерой, микрофоном и взаимодействовать с электронной доской.
Полнофункциональный модуль видеоконференцсвязи, как правило, обеспечивает связь между учителем и учеником сразу по 4 каналам: видео, аудио, в текстовом чате и с помощью интерактивного рабочего стола. Но большинство существующих сервисов не рассчитано на взаимодействие в режиме реального времени с цифровым образовательным контентом. С технологической точки зрения создать такой функционал не составляет большого труда. Естественными барьерами его регулярного и полноценного использования являются отсутствие достаточного количества контента для регулярного проведения уроков, плохой интернет и невысокая цифровая грамотность преподавателей.
Интерактивный рабочий стол
Если видеоконференциями и чатами оснащены практически все современные системы онлайн-обучения, то про интерактивный рабочий стол надо рассказать подробнее. Это совместная рабочая зона для работы с цифровым контентом: педагог и учащийся (группа, класс), каждый в своем веб-браузере, теперь могут работать вместе. Интерактивный стол позволяет не только смотреть короткие видео или проходить тесты, как в сервисах обучения иностранному языку. Стало возможно взаимодействие пользователей и образовательного контента в режиме реального времени: новый материал можно изучить с помощью пошаговых анимаций, пройденную тему повторить по презентации, а лабораторную работу выполнить на основе виртуального эксперимента. Несомненно, цифровой контент должен соответствовать формату урока: так эффективнее можно выстроить процесс обучения.
Для объяснения нового материала на онлайн-уроке учитель чаще всего использует формат интерактивных презентаций. «Танцуют все!»: теоретические сцены перемежаются с интерактивными заданиями, в которых дети могут обсуждать поставленный вопрос или решить задание на интерактивном рабочем столе. Отличают такие ресурсы наглядность и высокая интерактивность, чтобы было интересно всем. В поле зрения все участники и, если ученик «поднимает руку» для ответа на вопрос или дискуссии, учитель выводит ученика в эфир, отключив функцию микрофона у всего класса.
Индивидуальный подход к содержанию онлайн-урока
Что делать, если содержание онлайн-урока нужно изменить? Можно выбрать нужный цифровой контент из предложенных цифровых ресурсов по предмету и классу и создать индивидуальный сценарий проведения урока.
Что делать, если модель онлайн-урока нужно изменить? Например, провести урок со сменой рабочих зон. К уже описанным возможностям по подбору и использованию контента добавляется опция разделения класса на группы: вручную (по усмотрению учителя), либо автоматически – в зависимости от результатов ранее выполненных работ.
Каждой группе может быть назначена активность: пока отстающие делают повторно самостоятельную работу, учитель с остальными учащимися решает сложную задачу на интерактивной онлайн-доске. Применение таких моделей позволяет повысить эффективность учебного процесса за счет дифференцированного подхода.
Онлайн-урок закончен, что дальше?
Общение с учащимися не ограничивается онлайн-уроком. И тут на помощь учителю приходит обширный функционал онлайн-сервиса. По итогам урока назначается домашнее задание (как вариант – самостоятельная или контрольная работы), проверку которого, как правило, возьмет на себя онлайн-сервис, а решения наиболее сложных задач поступят в личный кабинет преподавателя. Встроенный редактор позволяет исключить из готового модуля одно или несколько заданий: таким образом учитель регулирует уровень сложности выдаваемой работы.
Результаты выполненных работ учеников всегда доступны учителю: по каждому конкретному предмету отображается статистика выполнения заданий, процент завершенности и рейтинг среди учеников. Это стандарт. Но если цифровой контент классифицирован, в наличии балльно-сложностная система оценивания, возможности цифрового сервиса многократно возрастают: диагностика и мониторинг процесса обучения учеников производятся как по темам предмета, так и по компетенциям («умение решать задачи», «умение читать текст», «умение работать с графиками и диаграммами», «умение искать необходимую информацию» и другие). На этой «базе» онлайн-сервис формирует индивидуальные траектории обучения.
Интеграция контента с электронным дневником позволяет учителю экономить время и снижает уровень рутины: в сервисе сохраняются привычные учителю списки учеников и структура классов, а обратно из сервиса в электронный дневник возвращаются отметки за выполненные задания.
Куда идем?
Интеграция цифрового контента и сервисов видеоконференцсвязи в образовании есть процесс естественного развития: слишком прозрачны запросы рынка. Наибольшего успеха добьются те, кто будет предлагать пользователю продукт для проведения онлайн-уроков, имея в своем багаже большие объемы цифрового образовательного контента. То есть это будет скорее интеграция сервисов видеоконференцсвязи в образовательные платформы, а не наоборот.
Все примеры, приведенные в данном материале, демонстрируют возможности онлайн-сервиса «Облако знаний». Это первый сервис в России онлайн-сервис, спроектированный для использования учителем в рамках классно-урочной системы, а не самостоятельным пользователем (учащимся).
Уже сейчас для онлайн-уроков доступны тысячи работ по 20 предметам школьной программы: интерактивные презентации, лабораторные, самостоятельные и контрольные работы, задания для подготовки к экзаменам и олимпиадам. Цифровой контент разложен по рабочим программам к трем сотням учебников ведущих издательств страны. 18 типов интерактивных заданий и функциональность синхронного рабочего стола для онлайн-урока позволят выполнить учебные действия по любому предмету: вместе посмотреть в микроскоп, сконструировав клетку растения, изучить движение планет Солнечной системы или расставить исторические события по ленте времени.
Разработка онлайн-сервиса «Облако знаний» осуществляется при поддержке Фонда содействия инновациям.
Комментарии