search
main
0

Микроскоп «на удаленке»: как обогатить возможности онлайн-урока

В условиях пандемии онлайн-занятия стали неотъемлемой частью процесса обучения. Использование в локдаун весной 2020 года программ видеоконференцсвязи Zoom, Microsoft Teams, Skype позволило большинству педагогов не прерывать учебный процесс. Пандемия дала новый виток развитию инструментария для проведения онлайн-уроков, но ситуации, в которых необходим онлайн-урок, порой не зависят от ежедневной статистики Роспотребнадзора.

Фото: pixabay

Популярные на российском рынке образовательные онлайн-сервисы наряду с государственными образовательными институтами активно разрабатывают и внедряют дистанционные инструменты. Например, масштабный проект последнего года – разработка платформы видеоконференцсвязи «Сферум» от Ростелекома и Mail.ru. Ведь возможно, функционал онлайн-уроков станет одним из критериев будущей сертификации образовательных платформ.

У каждой программы (сервиса) свои преимущества: в Microsoft Teams реализована функция совместной работы в файле, Zoom популярен из-за своей простоты и доступности. И свои особенности, связанные с политикой перехода на российское программное обеспечение.

Практически у всех сервисов есть базовые возможности: запись урока, демонстрация экрана, чат и разделение пользователей на группы. Некоторые сервисы пошли дальше и предлагают «организационные» возможности процесса обучения: расписание, групповые и индивидуальные звонки, возможность «поднять руку» и вывести ученика в эфир, управлять его камерой, микрофоном и взаимодействовать с электронной доской.

Полнофункциональный модуль видеоконференцсвязи, как правило, обеспечивает связь между учителем и учеником сразу по 4 каналам: видео, аудио, в текстовом чате и с помощью интерактивного рабочего стола. Но большинство существующих сервисов не рассчитано на взаимодействие в режиме реального времени с цифровым образовательным контентом. С технологической точки зрения создать такой функционал не составляет большого труда. Естественными барьерами его регулярного и полноценного использования являются отсутствие достаточного количества контента для регулярного проведения уроков, плохой интернет и невысокая цифровая грамотность преподавателей.

Интерактивный рабочий стол

Если видеоконференциями и чатами оснащены практически все современные системы онлайн-обучения, то про интерактивный рабочий стол надо рассказать подробнее. Это совместная рабочая зона для работы с цифровым контентом: педагог и учащийся (группа, класс), каждый в своем веб-браузере, теперь могут работать вместе. Интерактивный стол позволяет не только смотреть короткие видео или проходить тесты, как в сервисах обучения иностранному языку. Стало возможно взаимодействие пользователей и образовательного контента в режиме реального времени: новый материал можно изучить с помощью пошаговых анимаций, пройденную тему повторить по презентации, а лабораторную работу выполнить на основе виртуального эксперимента. Несомненно, цифровой контент должен соответствовать формату урока: так эффективнее можно выстроить процесс обучения.

Для объяснения нового материала на онлайн-уроке учитель чаще всего использует формат интерактивных презентаций. «Танцуют все!»: теоретические сцены перемежаются с интерактивными заданиями, в которых дети могут обсуждать поставленный вопрос или решить задание на интерактивном рабочем столе. Отличают такие ресурсы наглядность и высокая интерактивность, чтобы было интересно всем. В поле зрения все участники и, если ученик «поднимает руку» для ответа на вопрос или дискуссии, учитель выводит ученика в эфир, отключив функцию микрофона у всего класса.

Интерактивная презентация «Англо-французское соперничество»
Групповая дискуссия под руководством учителя –соответствующий цифровой контент выведен на совместный интерактивный рабочий стол.
Интерактивная презентация «Анализ цены продукта»
Ученик может использовать такой контент дома для закрепления пройденного материала.
Интерактивная презентация «Клетки крови»
При организации обучения в режиме «перевернутого класса» учитель может назначать этот вид цифрового контента в качестве материалов для подготовки к уроку.

Индивидуальный подход к содержанию онлайн-урока

Что делать, если содержание онлайн-урока нужно изменить? Можно выбрать нужный цифровой контент из предложенных цифровых ресурсов по предмету и классу и создать индивидуальный сценарий проведения урока.

Что делать, если модель онлайн-урока нужно изменить? Например, провести урок со сменой рабочих зон. К уже описанным возможностям по подбору и использованию контента добавляется опция разделения класса на группы: вручную (по усмотрению учителя), либо автоматически – в зависимости от результатов ранее выполненных работ.

Каждой группе может быть назначена активность: пока отстающие делают повторно самостоятельную работу, учитель с остальными учащимися решает сложную задачу на интерактивной онлайн-доске. Применение таких моделей позволяет повысить эффективность учебного процесса за счет дифференцированного подхода.

Онлайн-урок закончен, что дальше?

Общение с учащимися не ограничивается онлайн-уроком. И тут на помощь учителю приходит обширный функционал онлайн-сервиса. По итогам урока назначается домашнее задание (как вариант – самостоятельная или контрольная работы), проверку которого, как правило, возьмет на себя онлайн-сервис, а решения наиболее сложных задач поступят в личный кабинет преподавателя. Встроенный редактор позволяет исключить из готового модуля одно или несколько заданий: таким образом учитель регулирует уровень сложности выдаваемой работы.

Результаты выполненных работ учеников всегда доступны учителю: по каждому конкретному предмету отображается статистика выполнения заданий, процент завершенности и рейтинг среди учеников. Это стандарт. Но если цифровой контент классифицирован, в наличии балльно-сложностная система оценивания, возможности цифрового сервиса многократно возрастают: диагностика и мониторинг процесса обучения учеников производятся как по темам предмета, так и по компетенциям («умение решать задачи», «умение читать текст», «умение работать с графиками и диаграммами», «умение искать необходимую информацию» и другие). На этой «базе» онлайн-сервис формирует индивидуальные траектории обучения.

Современные цифровые образовательные платформы на основе собранных данных наглядно показывают ученику в каких предметах достигнут успех, а какие – нужно «подтянуть».

Интеграция контента с электронным дневником позволяет учителю экономить время и снижает уровень рутины: в сервисе сохраняются привычные учителю списки учеников и структура классов, а обратно из сервиса в электронный дневник возвращаются отметки за выполненные задания.

Куда идем?

Интеграция цифрового контента и сервисов видеоконференцсвязи в образовании есть процесс естественного развития: слишком прозрачны запросы рынка. Наибольшего успеха добьются те, кто будет предлагать пользователю продукт для проведения онлайн-уроков, имея в своем багаже большие объемы цифрового образовательного контента. То есть это будет скорее интеграция сервисов видеоконференцсвязи в образовательные платформы, а не наоборот.

Все примеры, приведенные в данном материале, демонстрируют возможности онлайн-сервиса «Облако знаний». Это первый сервис в России онлайн-сервис, спроектированный для использования учителем в рамках классно-урочной системы, а не самостоятельным пользователем (учащимся).

Уже сейчас для онлайн-уроков доступны тысячи работ по 20 предметам школьной программы: интерактивные презентации, лабораторные, самостоятельные и контрольные работы, задания для подготовки к экзаменам и олимпиадам. Цифровой контент разложен по рабочим программам к трем сотням учебников ведущих издательств страны. 18 типов интерактивных заданий и функциональность синхронного рабочего стола для онлайн-урока позволят выполнить учебные действия по любому предмету: вместе посмотреть в микроскоп, сконструировав клетку растения, изучить движение планет Солнечной системы или расставить исторические события по ленте времени.

Разработка онлайн-сервиса «Облако знаний» осуществляется при поддержке Фонда содействия инновациям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте