Музыкально-ориентированные компьютеры сегодня привлекают внимание как профессионалов, так и любителей музыки, которые находят в них новые возможности для творческого эксперимента, расширения своего музыкального кругозора, художественного тезауруса.
Пояснительная записка
Содержание предлагаемого курса ориентировано на овладение музыкальным компьютером как новым инструментом музыканта. Это пособие познакомит с новыми жанрами и направлениями компьютерной и электронной музыки и поможет освоить методы работы в основных музыкальных редакторах, чтобы создавать музыкальные композиции и компьютерные аранжировки, а также даст представление об особенностях работы в современной компьютерной студии звукозаписи.
Содержание курса
ТЕМА 1.
Поверим алгеброй гармонию. Музыка и информатика
Музыка как информация. Система понятий в области музыкальной информатики. Звуковой синтез. Новые звуковые формы, образы и возможности их современной технической реализации. Синтезаторы как предшественники и современники музыкального компьютера. Архитектура современного музыкального компьютера и его основные возможности.
Демонстрация подготовленных примеров электронной музыки.
Демонстрация технических возможностей музыкального компьютера.
Практическое задание: отработка первичных навыков исполнения на синтезаторе и MIDI-клавиатуре.
ТЕМА 2.
Электронный звук, его свойства и применение
Общие сведения о природе звука. Основные возможности работы со звуком OS Windows. Цифровая звукозапись и цифровая обработка звука, аналоговые устройства обработки звука. Акустические системы и наушники. Оцифровка звука, параметры оцифровки звука. Цифровые устройства для обработки звука. Устройство для работы со звуком (звуковые карты). Форматы звуковых файлов. Программы оцифровки и обработки звука. CD-Audio. Внешние музыкальные устройства (клавиатуры, звуковые модули, синхронизаторы, коммутаторы). Стандарт коммуникации музыкальных устройств (MIDI).
Демонстрация: воспроизведение звукового файла на разных носителях и в различных форматах.
Практическое задание: сравнительный анализ принципов работы программ воспроизведения Audio-CD.
ТЕМА 3.
Создает музыку композитор, а мы – с компьютером – ее аранжируем. Компьютерное инструментоведение, аранжировка и композиция
Глава 1. Компьютер: «человек-оркестр». Основы работы с MIDI.
Краткая история инструментовки от классической к компьютерной. Инструментальный банк звуков GM: общая характеристика 16 групп карты патчей. Типичные свойства компьютерных звуков и возможность их редактирования. Виды традиционной аранжировки. Особенности компьютерной аранжировки: секвенцинг и компьютерные возможности (специальные программы), исполнительские задачи аранжировщика. Выбор инструментария, использование семплов и лупов. Изучение секвенсорных программ (по выбору преподавателя) Cakewalk как важнейших инструментов аранжировочного редактирования. Начальная форма освоения основ компьютерной аранжировки – редактирование готового MIDI-сонга: тембровое переосмысление первоисточника (акустического или электронного) с добавлением или изъятием облигатных и дублирующих голосов; корректировка MIDI-установок для улучшения качества звучания сонга в заданных мультимедийных условиях (иные аппаратные возможности звуковой карты, синтезатора, звукового модуля, семплера); сохранение полученных данных в MIDI-файле.
Практическое задание: редактирование и переинструментовка готового MIDI-сонга.
Глава 2. Компьютерный DJ. Знакомство с программами автоаранжировки.
Музыкальные конструкторы: Dance Machine, Dance eJay. Принципы звуковой организации заимствованного музыкального материала, типы его творческого варьирования. Автоаранжировщики: Visual Arranger, Band-in-a-Box. Музыкальные жанры, используемые программами-автоаранжировщиками. Гармонизация компьютерными средствами и способы ее обозначения.
Практическое задание: создание небольшой танцевальной пьесы в музыкальном конструкторе типа Dance machine; аранжировка песни или танца с помощью программ Visual Arranger, Band-in-a-Box.
Глава 3. С классиками на короткой ноге… Аранжируем классическую музыку.
Компьютерная аранжировка классического произведения для фортепиано, для голоса с фортепиано и для других ансамблей (с сохранением жанрово-стилевой основы оригинала или с его жанрово-стилевым переосмыслением): общие принципы аранжировки мелодии с цифровкой (без цифровки); приемы облегченного переложения ансамблевого (или фактурно сложного) произведения для одного сольного инструмента (фортепиано, гитары, скрипки, флейты и др.). Типовой план компьютерной аранжировки песни или классического произведения малой формы. Особенности аранжировки или сочинения вокального произведения с сопровождением.
Практическое задание: аранжировать для гитары solo или фортепиано solo небольшое произведение для голоса с фортепиано (песня, романс).
Стилевые проблемы компьютерной аранжировки. Типы инструментальных ансамблей в академической и эстрадной музыке: однородные и неоднородные. Особенности звучания ансамблей из 3-5 исполнителей (Combo, Big Beat, квартет и квинтет). Функции отдельных инструментов и групп. Приемы аранжировки мелодии, гармонии, тембра и группы ритма в ансамблевой музыке. Принципы изложения мелодии, гармонии, полифонической фактуры. Взаимодействие тембров: натуральных, измененных, смешанных. Соединение групп: тутти аккордового и полифонического склада.
Практическое задание: аранжировка фортепианного произведения (или для солиста с фортепиано) для малого симфонического оркестра.
Глава 4. Компьютерное поколение выбирает свой стиль. Аранжировка современной музыки: джаз, поп, рок.
Прикладные жанры компьютерной аранжировки (аудиоклип, музыкальное сопровождение рекламного сюжета, фоновая музыка и т.д.). Эстетические проблемы компьютерных транскрипций классической музыки (в стиле «нью эйдж», поп- и рок-стилях). Вспомогательные аранжировочные программы, имитирующие DrumMachine: Bbox, Drumatix, Groovemachine, RubberDuck. Виртуальные синтезаторы для создания аранжировок в стилях Techno, Trance, Hardcore, Ambient, Industrial и т.п.: Fruity Loops, ReBirth-338 и др. Проекты соединения в компьютерной аранжировке тембров электронных и «живых» голосов.
Практическое задание: изучить записи эстрадных и компьютерных аранжировок музыкальной классики, выявить достоинства и многообразие выразительных приемов в лучших современных аранжировках. Создание файла- «минусовки».
Семинар: сообщения, посвященные творчеству одного из выдающихся современных композиторов-аранжировщиков.
Практическое задание по теме: составить отчет о творческой работе (композиция или аранжировка на заданную тему) с приложением распечатанной партитуры.
ТЕМА 4. Сам себе… звукорежиссер. Современная студия звукозаписи
Глава 1. Труба поет – компьютер пишет. Компьютерная запись звука.
Музыкальные инструменты и оборудование современной студии звукозаписи. Особенности звучания традиционных музыкальных инструментов по оркестровым группам в процессе звукозаписи. Рассмотрение характеристик источников звукового сигнала, микрофоны, их типы и особенности. Выбор микрофонов для записи различных звуков по их пространственным и частотным характеристикам. Особенности размещения источников звука и микрофонов, выбор и оборудование помещения, естественная реверберация и борьба с ней. Преимущества цифровой обработки звукозаписей. Коммуникация оборудования в студии. Оконечное оборудование, акустические системы и усилители. Цифровая коммуникация, потоки событий. Понятие звукового тракта как линейки усилителей. Различные стандарты коммуникации электронных инструментов и особенности коммуникации между различными устройствами: клавиатурами и звуковыми модулями, синхронизаторами и коммутаторами. Синхронизация звукозаписывающих устройств. Комбинированная запись нескольких источников звука. Понятие потока событий MIDI.
Практическое задание: запись различных музыкальных инструментов с использованием микрофонов и программных средств SoundForge.
Глава 2. Ваяние цифрового звука – искусство и наука. Обработка звука.
Амплитудная и спектральная обработка звука. Особенности одновременного восприятия нескольких источников. Тон и шум как основные виды звуковых сигналов. Особенности спектров некоторых музыкальных инструментов и методы улучшения выразительности путем учета спектральных особенностей инструмента. Применение многополосных частотных фильтров (эквалайзеров) в различных частях звукового тракта.
Практическое задание: спектральная обработка звука с применением микшерного пульта, эквалайзера и программных средств SoundForge, сведение звучания нескольких инструментов: Samplitude.
Временная обработка звука. Понятие естественной реверберации как физического отражения воздушной звуковой волны и ее характеристики (уровень, глубина, время). Способы механической и электронной имитации реверберационного процесса для воспроизведения естественности звучания. Механические ревербераторы, их конструкции и особенности. Методы борьбы с нежелательной естественной реверберацией. Частотно-зависимая искусственная реверберация и способы ее использования для увеличения выразительности звучания.
Практическое задание: создание реверберационных эффектов с применением цифровых процессоров и программных средств SoundForge.
Практическое задание: цифровая обработка звука с применением цифровых процессоров и программных средств SoundForge.
Практическое задание: звуковой тракт, оборудование студии, MIDI-коммутация.
Глава 3. У компьютера забота – режиссерская работа. Основы звукорежиссуры.
Пространственные характеристики звука, стереофония. Некоторые основные приемы микширования звуковых сигналов, учет психологических и физиологических особенностей восприятия нескольких источников звука и условий прослушивания при воспроизведении. Учет пространственных характеристик музыкальных инструментов при записи и воспроизведении. Понятие стереофонии и два способа представления пространства на записи при использовании стереофонического способа записи.
Практическое задание: микширование разных источников звука и обработка с применением программных средств Cubase, Samplitude.
Зачетная работа: создание CD-диска с записью оригинальной авторской компьютерной композиции или аранжировки.
ТЕМА 5. Музыка в «паутине». internet-технологии работы со звуком
Требования к аппаратным средствам. Особенности работы различных браузеров (Internet Explorer, Netscape Navigator) со звуком. Современный дизайн в области музыки. Основы композиции web-сайта. Цветовые ассоциации. Психологическое воздействие цвета и музыки. Работа со звуком при проектировании web-узлов.
Зачетная работа: подготовка Web-сайта со звуковым оформлением.
ТЕМА 6. Что нам стоит «мост» построить? Музыкальный дистанционный мастер-класс
Подготовка и проведение IP-консультации, видеоконференции, онлайнового учебного форума, телеконференции, мастер-класса.
Практическое задание: ученик записывает на видеокассету свой устный доклад на заданную тему, подготавливает фрагмент для проведения дистанционного мастер-класса.
Демонстрация: организация и проведение музыкального мастер-класса дистанционно.
Зачетная работа: презентация записанной на CD творческой работы с распечатанной партитурой и авторским комментарием.
Конкурс на лучшую творческую работу по курсу «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)».
Ирина Горбунова,
доктор педагогических наук, профессор кафедры ЭКСО РГПУ им. Герцена, главный научный сотрудник УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии»;
Геннадий Белов,
композитор, член Союза композиторов России, профессор кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А. Римского-Корсакова;
Алексей Горельченко,
музыковед, директор детской музыкальной школы, сотрудник УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии»
Комментарии