Важным событием в жизни системы образования Москвы стало совещание заместителей руководителей образовательных учреждений, посвященное обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений Департамента образования, в котором приняли участие представители различных городских структур и ведомств.
Организация профессиональной защиты образовательных учреждений, обеспечение их комплексной безопасности – сложный и многоплановый комплекс мероприятий, по определению – жизненно важный. Ведь речь идет об особом роде безопасности – безопасности детей. Отсюда и актуальность этого вопроса, и особая мера ответственности за его состояние.Сегодня можно ответственно говорить о том, что система безопасности образовательных учреждений как составная часть системы безопасности города существует, продолжает развиваться и совершенствоваться.Инженерно-техническое обустройство помещений, зданийВ образовательных учреждениях продолжаются работы по замене и ремонту устаревшего ограждения. К началу нового учебного года обустраиваются входы в здания, подвальные помещения, наружное освещение, отопление и вентиляция. С префектурами административных округов согласованы вопросы оказания помощи по безопасному содержанию прилегающих территорий, ограждений и городского освещения, содержанию тротуаров, по оказанию помощи в ремонте подъездных дорог, обустройству прилегающей к образовательному учреждению территории элементами дорожной безопасности, стоянок автотранспорта. Проведенные инженерные мероприятия позволили повысить защищенность территорий, затруднить несанкционированный доступ в образовательные учреждения, улучшить возможность реализации пропускного контроля и внутриобъектового режима, улучшить сохранность имущества образовательных учреждений. Территории общеобразовательных учреждений, детских садов стали более безопасными. Но крепкие замки и заборы останавливают не всех: продолжаются и выгулы собак, и молодежные вечеринки, да и сами сотрудники образовательных учреждений зачастую превращают территорию в стоянку личных машин. Мы стали говорить: «Моя школа – моя крепость», но это не только и не столько заградительные и запретительные сооружения и действия, это все меры, обеспечивающие и реальную защищенность, и условия психологического комфорта.Организация выполнения государственными образовательными учреждениями требований и норм правил пожарной безопасности, электробезопасностиКак на федеральном, так и на городском уровне постоянно повышаются требования по усилению противопожарной безопасности в образовательных учреждениях. Климатическая и пожарная обстановка в Москве требует особой скрупулезности и ответственности при реализации этих мер. В настоящее время все образовательные учреждения оснащены системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения и установками вывода сигнала о пожаре на пульт «01».В соответствии с «Комплексной городской целевой программой профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в Москве на 2006-2010 годы» в целях выполнения противопожарных мероприятий в 2010 году выделены 1207,5 млн рублей.5 августа 2010 года в департаменте было проведено совместное совещание с ГУ МЧС по г. Москве и Управлением ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по вопросу подготовки образовательных учреждений к новому 2010-2011 учебному году, до 25 августа была проведена комиссионная приемка образовательных учреждений с участием органов Госпожнадзора ГУ МЧС и Роспотребнадзора.Техническая оснащенность образовательных учреждений охранными системами (средствами)Все образовательные учреждения оснащены системами автоматической пожарной сигнализации и кнопками экстренного вызова милиции (КЭВМ). 10 августа 2010 года принято постановление Правительства Москвы «О создании комплексной автоматизированной системы обеспечения безопасности населения города Москвы» №673. Охранные услуги в виде экстренного вызова мобильного наряда милиции – устоявшаяся, стабильно действующая система, в масштабах города – надежный и самостоятельный элемент городской системы безопасности.В наших школах и детских садах применяется много новой, умной техники для обеспечения безопасности, это видеодомофоны и видеосистемы, системы разграничения доступа и охранной сигнализации. Многие из них установлены на внебюджетные средства – деньги родителей и спонсоров. Самостоятельная работа в этом направлении, конечно, приветствуется, но, к сожалению, установленная таким образом аппаратура зачастую исключает возможность аппаратного и программного сопряжения даже внутри объекта размещения, квалифицированного технического обслуживания и, как следствие, делает затруднительным объединение в единую в масштабах района, округа, города систему безопасности.Даже фрагментарное применение технических средств охраны, безусловно, повышает защищенность и безопасность учреждения, но, как системные организаторы, мы должны понимать, что установка новых технических средств должна предусматривать и перспективу интеграции локальных систем технических средств в городскую систему безопасности (при прохождении этапа консультаций со специалистами).Организация физической защищенности (охраны)Мы говорим об инженерно-техническом обустройстве помещений и зданий, об организации выполнения требований и норм правил пожарной безопасности, электробезопасности, эксплуатации зданий и систем жизнеобеспечения, о технической оснащенности образовательных учреждений охранными системами, то есть о «железной» составляющей. Но видеокамеры и системы разграничения доступа не охраняют. Они лишь вспомогательные средства, препятствие для ребенка и законопослушного гражданина.Очевидно, что все элементы системы безопасности образовательного учреждения, округа и городская система в целом, как на фундамент, опираются на людей, организующих, контролирующих и обеспечивающих ее функционирование. Физическая охрана – составная часть общей системы безопасности, ключевая и системообразующая часть, действенный фактор для предупреждения террористических и криминальных проявлений. Для финансового обеспечения охранных услуг образовательным учреждениям в 2010 году из бюджетных средств выделено 5,4 млрд руб., что позволило организовать охрану всех образовательных учреждений системы департамента.В образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования, учатся почти 1,5 миллиона обучающихся и воспитанников, образовательный процесс ведут около 140 тыс. педагогов. Конечно, все они защищены мощью правоохранительных органов, роль их переоценить невозможно. Но вот непосредственно рядом с детьми ежедневно, а в части учреждений и еженощно, вместе с учителями и воспитателями находится сотрудник охраны. Кто это? Зачем пришел? Что знает и умеет? Все это вопросы не праздные.В системе Департамента образования оказывают услуги 105 частных охранных предприятий. Все они прошли процедуру торгов, заключили госконтракты с департаментом и окружными управлениями образования. Сейчас мы говорим о результатах деятельности ЧОПов – победителей конкурсов и аукционов. Состав охранных предприятий, оказывающих услуги учреждениям образования, их качество – продукт нашей с вами работы на этапах подготовки и проведения размещения государственного заказа.В соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» основной критерий (весовой коэффициент – 0,7) – цена, предложенная участником торгов. Но права, а вернее, обязанности заказчика на объективную оценку заявок претендентов по качеству, закон не отменяет. Торги прошли, победители торжествуют, контракты заключены. А что дальше?Часть участников рынка охранных услуг – предприятия – добросовестные поставщики. Многие из них помогают нам при форс-мажорных ситуациях и в повседневной практике. Вместе с тем проверки организации и обеспечения охраны образовательных учреждений представителями МВД, сотрудниками департамента и ОУО, а также обращения руководителей образовательных учреждений показывают, что в работе ЧОПов есть недостатки:- несвоевременное исполнение требований по исполнительной документации;- случайный подбор охранников;- нарушение режима работы постов, а попросту – вахтовый метод;- отсутствие регистраций и медицинских справок у охранников;- несвоевременное уведомление территориальных ОВД о взятии объектов под охрану и отсутствие договоров о координации совместных действий с ними;- задержки по выплате зарплаты охранникам (это не предмет контракта, но на качество охраны он, безусловно, влияет).В этой связи необходимо назвать охранные предприятия: «Легион 2004», «Клик», «Конфидент-92», «Искра», «Спецохрана», «ОДС Интерполас», «Щит-А», «Спектр-СБ», «М-1».В лучшую сторону по обеспечению антитеррористической защиты образовательных учреждений и отработке организационно-плановых документов можно отметить такие охранные предприятия, как: ООО ЧОП «Старк Агентство Безопасности», «Агентство безопасности Гранит», «Спец-групп», «Бонд», «Щит», «Амон-защита», «Символ». В этой связи в хорошем смысле хочу отметить ЦОУО, ЮЗОУ, ЮУО, ЗУО, где заместители начальников управлений по безопасности: Евгений Лещишин, Юрий Исаев, Дмитрий Шелипов, Ольга Русина, а также учреждения образования: гимназию №1520, школы №№34, 300 и 53, гимназию №1556 (ЮВОУО), школу №1298, детские сады №258 (СВОУО), №№522, 122 (ЮЗОУО), №1349 (ВОУО), колледж связи №54, Центр образования №491 «Марьино», Центр образования №654 им. Фридмана (все городского подчинения).Серьезный вопрос – взаимоотношения «заказчик – исполнитель». Не было зафиксировано ни одного случая насильственного принуждения ЧОПов к участию в торгах. Положительные стороны бюджетного финансирования услуг для ЧОПов очевидны, иначе откуда такой уровень конкуренции. Но руководители образовательных учреждений, будучи по сути представителями заказчика, начинают подчас выступать в роли просителя. Такое положение недопустимо. К тем ЧОПам, которые не хотят цивилизованно работать в рамках договорных обязательств, пора и власть употребить. Санкции в этом случае не самоцель, а лечебное, хоть и горькое, средство, да и закон обязывает.Для совершенствования физической охраны образовательных учреждений есть обширное поле деятельности. Обеспечение безупречного соблюдения правил работы на этом поле – суть и цель нашей повседневной деятельности.Проведение организационных мероприятий по подготовке администрации, педагогических коллективов, обучающихся и воспитанниковНаряду со всеми видами обеспечения безопасности огромное значение имеет уровень подготовки персонала и обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях. В системе Департамента образования организована работа по проведению такой подготовки. Во исполнение требований мэра и Правительства Москвы, решений Межведомственной антитеррористической комиссии города Департамент образования, окружные управления образования, непосредственно образовательные учреждения организовали работу по планированию, практической реализации мероприятий с персоналом и обучающимися по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности учреждений. Разработаны методические пособия и рекомендации для должностных лиц по проведению плановых и дополнительных мероприятий по обеспечению безопасного содержания зданий, учебных, производственных, хозяйственных и других помещений (строений) и территорий, закрепленных за образовательным учреждением. Действует практика проведения специальных совещаний и «круглых столов» с педагогическими коллективами и сотрудниками образовательных учреждений по обеспечению безопасности, больше внимания уделяется разъяснительной и инструктивной работе со всеми категориями сотрудников и обучающихся перед каждым ответственным мероприятием в учреждении. Основным материалом, руководством при проведении таких занятий должен быть «Паспорт безопасности образовательного учреждения». В «Паспортах безопасности» отражены все мероприятия по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности учреждений при проведении общешкольных праздничных, культурных, спортивных, зрелищных, выпускных и других мероприятий. Это результат работы по определению реального состояния безопасности и практическое руководство по применению всего имеющегося арсенала сил, средств и способов обеспечения безопасности.Постоянно совершенствуется работа по преподаванию в школах курса изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», она становится более содержательной, информационно обеспеченной. Занятия укрепляют психологическую устойчивость, мотивируют желание сохранить свое здоровье, жизнь, оказать правильную помощь пострадавшему человеку, формируют правильное понимание личной и коллективной ответственности.В школах есть специальные классы, вместе с тем состояние их материального обеспечения оставляет желать лучшего. Есть у нас и специализированные классы, шефство над которыми берут подразделения ГУВД, ГУ МЧС по городу Москве и части Министерства обороны. Необходимо полнее использовать их материальную и методическую помощь.Значителен объем работы с детьми по проблемам безопасности. Важно то, что в рамках городских программ детско-юношеского движения «Школа без опасности» – «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный помощник ГИБДД» – образовательные учреждения в тесном взаимодействии со специалистами ведомств формируют у детей активную жизненную позицию, чувство причастности к решению важных вопросов общества. Широкое распространение по привитию обучающимся культуры безопасности получают мероприятия, проводимые во внеурочное время (занятия в секциях, различных кружках, клубах военно-патриотической направленности, проведение слетов, соревнований).Учитывая возросшую роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, выработке устойчивых навыков и привычек безопасного образа жизни, значительное внимание уделено подготовке педагогических кадров. В 2009-2010 учебном году практически все образовательные учреждения были укомплектованы заместителями руководителей по обеспечению безопасности. Для повышения квалификации этих работников на базе Московского института открытого образования работают специальные курсы, где обучаемые получают информацию по широкому кругу вопросов. Но вот практические знания они могут получить в основном в системе занятий в округах на базе образовательных учреждений с продолжительным положительным опытом работы. Именно в округах на базе передовых образовательных учреждений с участием охранных предприятий необходимо организовать постоянно действующую систему практической отработки всего комплекса мер обеспечения безопасности образовательных учреждений. Такие возможности есть в каждом округе.Целенаправленно и результативно работает программа подготовки и переподготовки руководителей дошкольных и образовательных учреждений, их заместителей по безопасности во взаимодействии с ГУ МЧС по городу Москве.В масштабе города такие занятия проводятся на базе учебно-методического центра ГУ МЧС по городу Москве по двухнедельной программе, в административных округах эта работа планируется исходя из собственных особенностей и возможностей.От руководителей образовательных учреждений приходится слышать жалобы на большое количество законов, постановлений и других актов, регламентирующих деятельность по обеспечению безопасности, их рассеянность по ведомствам. В мае 2010 года центр «Школьная книга» тиражом 5000 экземпляров выпустил справочник руководителя образовательного учреждения «Обеспечение комплексной безопасности». В нем собрана вся законодательная, нормативная база, понятийный аппарат по этому вопросу, сформировано представление о понятии и структуре комплексной безопасности образовательного учреждения, разработана система основных мер по ее практической реализации в московских условиях. Это практическое руководство – учебник для руководителей образовательного учреждения и охранного предприятия.Да, работа ведется большая, но происшествия, несчастные случаи тем не менее происходят. Важно на начальном этапе своевременно представить в департамент и соответствующие органы оперативную информацию по факту происшествия. Есть приказ департамента о совершенствовании работы по оперативному реагированию при возникновении чрезвычайных происшествий, в котором четко определен порядок действий должностных лиц всех уровней, в том числе по представлению оперативной информации. В этой связи непонятно, почему иногда департамент получает информацию от подразделений МЧС и МВД, от охранных предприятий, наконец, из средств массовой информации, а не от собственных структур.Очевидно, что имеющаяся схема, включающая образовательные учреждения в единую систему комплексной безопасности, антитеррористической защищенности города, должна на практике увязать деятельность всех субъектов обеспечения безопасности не только на этапах ее планирования, развертывания, но и практического функционирования.Организация и поддержание взаимодействия с правоохранительными органами, общественными организациями и родительской общественностьюВ соответствии с подписанными в 2005 году соглашениями о сотрудничестве и совместных действиях между Департаментом образования, Главным управлением внутренних дел города Москвы, Главным управлением ФСБ России по Москве и Московской области, Главным управлением МЧС города Москвы совершенствуется сотрудничество, проводятся конкретные мероприятия по организации взаимодействия с органами правопорядка и государственными структурами в интересах обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений, реализации конкретных мер по недопущению правонарушений.Примеры такого взаимодействия – совместные действия при подготовке и проведении мероприятий, посвященных 65-летию Победы и Дню России, Последнего звонка и выпускных балов. Беспрецедентные по географии мест проведения и числу участников эти торжества прошли без грубых нарушений и происшествий с детьми.Многолетняя и результативная работа связывает Департамент образования и Управление по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью ГУВД по городу Москве. Благодаря высокопрофессиональной работе его сотрудников мы имеем актуальную и объективную информацию о деятельности ЧОПов.Координационный совет ГУВД по городу Москве по взаимодействию с охранно-сыскными структурами и аналогичные структуры в УВД АО – наши надежные партнеры.В вопросах координации взаимодействия с охранным сообществом мы широко сотрудничаем с Ассоциацией организаций негосударственной системы безопасности города Москвы.Вместе с тем не все формы общественного партнерства используются в полной мере, например, общественные советы по обеспечению безопасности государственных образовательных учреждений при окружных управлениях образования и саморегулируемые организации охранных предприятий. Саморегулируемые организации интересны консолидированной материальной ответственностью участников. Но это больше внутренний вопрос охранного сообщества, их ближайшая перспектива, тогда как деятельность общественных советов по обеспечению безопасности государственных образовательных учреждений при окружных управлениях образования – практика сегодняшнего дня. Взаимодействие – прежде всего совместная оценка существующего положения дел и планирования работы и, главное, согласованные действия по реализации.
Комментарии