Начну с того, что в результате пилотного проекта возросла зарплата педагогов. У тех, кто непосредственно занимается преподаванием, дает уроки, она возросла приблизительно процентов на тридцать. Естественно, для учителей пока еще это все непривычно, потому что абсолютно изменилась система оплаты труда, появились базовая и стимулирующая части, и учителям пока непонятно, в какой мере эта цифра – увеличение на тридцать процентов – будет стабильной, в какой мере каждый из них может на это рассчитывать. Я думаю, потребуется еще значительное время (я его оцениваю в год или полгода), когда нам всем придется к этому привыкать, потому что увеличение заработной платы не означает ее увеличения для всех и каждого.
Одновременно ситуация новой системы оплаты труда становится каким-то вызовом, если говорить о первых итогах работы образовательного учреждения. Мне кажется, самый важный итог состоит в том, что люди, учителя и сотрудники, до известной степени поняли, что очень многое зависит от них. Не только от того, как они работают, но и от того, как они эти критерии, связанные со стимулированием, сумеют конституировать, в какой мере будет соблюден баланс между справедливостью, между результативностью и достойной заработной платой. В условиях моей школы это сделать, возможно, легче, мы относительно небольшая школа, а в больших образовательных учреждениях процесс будет проходить, видимо, сложнее. Таким образом, некий очень важный итог работы в новых условиях оплаты труда связан с повышением уровня самосознания, внутренней активности у людей. Проблема перехода на новую систему не только психологическая. С одной стороны, раньше зарплата ни от чего не зависела, то есть если какие-то параметры были выполнены или заданы, то дальше все шло автоматически (разряды, звания, был ли человек заслуженным учителем или молодым специалистом). Сейчас, когда все спустилось на уровень образовательного учреждения, появилась свобода, но и связанная с ней ответственность (как минимум за справедливость и за прозрачность). Вот здесь, конечно, наступает психологическая перестройка: одно дело справедливость общая, по закону, по стандартам, а другое дело, когда человеку важна именно его зарплата, поэтому, естественно, потребуется время, чтобы люди поняли, на какую зарплату они выходят. Две вещи мне кажутся важными: поскольку критерии, связанные с зарплатой, стали обсуждаемыми, то снята ситуация, когда превалировала только привязка к категориям, теперь то, что связано с результативностью педагога, можно «ухватить» (сформулировать) и оплатить. Второе – сама по себе результативность работы учителя – это категория, которая не всегда ловится, не всегда четко характеризует сам педагогический процесс. В этой связи в западных системах от чистого результата по ряду причин не то чтобы отказались, но свели его до какого-то количества баллов суммарной оценки работы учителя: владение технологиями, разнообразие методов, умение взаимодействовать с учениками, коллегами и так далее. Мне кажется, в этом направлении предстоит еще работать, найти некий баланс между результативностью и реальным качеством образования. Пилотный проект предполагает реальное государственно-общественное управление школой. Наш управляющий совет всегда участвует в жизни школы. Сейчас, например, продолжается работа над проектом с условным названием «Школьный двор», он у нас состоит из двух частей, и хотелось бы сохранить его красоту и аутентичность, поэтому управляющий совет нашел специалистов. Второй момент связан с недавним летним отдыхом детей, организацией летних школ. Третье – важное, конечно, участие управляющего совета во всем, что касается жизни школы в новых условиях системы оплаты труда.
Комментарии