На праздничной церемонии в Концертном зале имени П.И.Чайковского подвели итоги юбилейного – 20-го – конкурса «Учитель года Москвы-2010».
Конечно, главной интригой праздника было объявление имени абсолютного победителя – лучшего учителя 2010 года. Конкурс стал таким массовым и престижным, что в последние годы всякий раз разворачивается нешуточная борьба уже на самом первом – школьном – этапе. Затем она продолжается на районном и окружном уровнях. Что характерно, эта борьба главным образом интеллектуальная. Когда-то мы друг другу доказывали, что конкурс не может быть шоу, что учителей не нужно ставить в положение, не свойственное им, что конкурс должен быть сугубо профессиональным. Так с течением времени и случилось – сегодня главным конкурсным испытанием как форма стал урок, а на городском этапе – мастер-класс. Москва доказывает на практике, как важны именно эти испытания, и чем выше конкурсант поднимается в ходе конкурса, тем они важнее, ибо учитель должен показывать прежде всего свою профессиональную деятельность, свои методические и прочие находки, разработки, не просто рассказывая о них чисто теоретически, а демонстрируя реальную практическую деятельность. Скажу сразу, что все это и происходит на московских конкурсах, именно поэтому они и становятся уникальной школой повышения квалификации педагогического корпуса. Особым был нынешний год, когда городской этап конкурса сопровождался трансляцией в Интернете и каждый учитель мог смотреть, перенимать, соотносить свою деятельность с лучшими образцами, представляемыми на конкурсе его коллегами – победителями окружных этапов.
Рискую вызвать неудовольствие Большого жюри, которое трудилось многие дни, определяя лучшего среди 33 конкурсантов, но очень часто уже на окружном этапе можно с большой вероятностью угадать, кто же будет первым. Лично мне это удалось: я увидела учителя математики, директора школы №1060 Михаила Случа в Центральном округе и про себя решила: он обязательно победит. Так, собственно говоря, и случилось. На празднике в Концертном зале имени П.И.Чайковского именно Михаилу Ильичу мэр Москвы Юрий Лужков вручил диплом, символ конкурса (золотые руки, держащие всходящий росток) и дорогой подарок – ключи от новенького «рено».
Скажи я заранее жюри, кому они отдадут предпочтение, и был бы в ответ фонтан негодующих слов: дескать, что вы, щелкоперы, в этом понимаете. Могу сказать только одно: в моей жизни этот 20-й конкурс тоже двадцатый, двадцать лет подряд я о нем пишу. Перед моими глазами прошли десятки педагогов, и постепенно сложилась формула успешного учителя, которому подвластна победа на масштабном профессиональном конкурсе. Другое дело, что время каждый год вносит свои коррективы в тот образ, который олицетворяет современного учителя. Но все равно базовые, фундаментальные уровни оценивания год от года остаются неизменными. Тут возникает вопрос: как соотнести базовое и инновационное при подготовке учителя к конкурсу, ведь не секрет, что всех учителей-конкурсантов в той или иной степени к профессиональным испытаниям готовят. Ответ на этот вопрос может дать прежде всего Центральный округ и его методический центр во главе с Марианной Лебедевой. Не случайно два победителя 2007 и 2008 годов, Анна Мехед и Михаил Стародубцев, работают в школах ЦАО. Поразительно, но я ни разу не слышала о том, что для других округов в Центральном был бы проведен семинар на тему «Как готовить московского учителя к победе на российском конкурсе?». Кто-то скажет: «А дело вовсе не в подготовке, а в личности самого учителя!» Это действительно так, и Анна Мехед, и Михаил Стародубцев – личности уникальные, но ведь и уникумы нуждаются в тренерской поддержке. Ее оказывает МИОО (поклон ему за это), но перед российским этапом тренерами становятся методические центры и учителя года прошлых лет. Справедливости ради нужно отметить хорошую систему подготовки учителей года и в Западном округе, удача сопутствовала таким его сильным педагогам и незаурядным личностям, как Юлия Марчук и Владимир Кружалов. Им не удалось из-за предвзятого судейства стать первыми на российском конкурсе, но все равно все видели их несомненное лидерство. Надо сказать, что школами подготовки конкурсантов теперь становятся школьные коллективы. Школа №1927 дала Москве двух конкурсантов, вошедших в пятерку лучших российских учителей, – Ирину Хачатрян и Андрея Мелехина, да и в школе №1060 нынче работает учитель года России-2008 Михаил Стародубцев и учитель года Москвы-2010 Михаил Случ. Значит, можно сделать вывод, что нынче есть и какие-то удачные модели подготовки победителей уже на школьном уровне. А может быть, дело даже и не в подготовке, а в создании такой атмосферы работы в педагогическом коллективе, когда лучший учитель расцветает самым ярким творческим цветом. Пока я не видела ни одной работы, в которой бы был проанализирован всесторонне и глубоко процесс появления таких учителей. А ведь это важно, скажем, для реализации той же инициативы «Наша новая школа». Там говорится о грядущем появлении талантливых учителей, конкурс позволяет проследить, как и откуда они придут (или уже пришли) в школу, которая, несомненно, станет школой будущего.
Конечно, невозможно, чтобы москвичи всегда были первыми – тогда бы российский конкурс «Учитель года» умер сам по себе, ибо ушли интрига и соревнование как таковое. Но это вовсе не значит, что москвичи не должны каждый год все же бороться за победу. Удачное выступление на российском конкурсе для столичного образования принципиально важно, потому что по большому счету свидетельствует о высоком уровне московского образования. По аналогии, так важно выступление спортсменов на российских и международных соревнованиях, школьников на олимпиадах такого же уровня. Такими победами страна гордится, победами учителей на всероссийском конкурсе регионы тоже гордятся и довольно ревностно относятся к победам других. Не случайно победителям в регионах дают квартиры и дарят ключи от новеньких автомашин. (Исключение почему-то нынче составляет только Санкт-Петербург, которому нужно поучиться щедрости у Москвы, Челябинска, Магнитогорска.)
Кстати, на празднике в Концертном зале имени П.И.Чайковского вспомнили о победителях, которые были первыми на протяжении всех 20 лет, и была возможность посмотреть на этих педагогов, которые после победы сделали блестящие карьеры, став руководителями образовательных учреждений, работая в вузах, занимаясь наукой. Глядя на них, можно было с полным правом сказать: «У Москвы есть золотой фонд педагогов!» А ведь на сцене были далеко не все те педагоги, которые на протяжении 20 лет успешно участвовали в конкурсе, войдя в пятерку лучших. Чтобы собрать всех, потребовалась бы огромная городская площадь, но зато какое внушительное зрелище было бы! И то, что их так много, и то, что с каждым годом все больше становится конкурсантов, заслуга Правительства Москвы, которое обеспечивает учителям все условия для нормальной творческой работы. Юрий Лужков, как всегда, тепло встреченный педагогической аудиторией, обещал заботиться о московских учителях еще больше, и зал ему верил безоговорочно. Тепло были встречены и первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова, которая постоянно заботится о столичном образовании, и член Совета Федерации, представляющая Москву в верхней палате парламента, Зинаида Драгункина.
Все гости праздника поздравляли победителей всех профессиональных конкурсов 2010 года, а они, красивые, выходили на сцену и демонстрировали, какой сильный резерв педагогов, психологов, дефектологов, воспитателей, классных руководителей, молодых и будущих учителей, педагогов дополнительного образования есть у столицы.
Две награды с особым чувством вручила руководитель Департамента образования Ольга Ларионова. Во-первых, знак за заслуги перед Москвой председателю Большого жюри профессору Галине Китайгородской. Во-вторых, награду в номинации «Честь и достоинство» генерал-полковнику, начальнику Центра патриотического и гражданского воспитания МДО Расиму Акчурину.
Праздник закончился, и снова начались предконкурсные будни. Теперь персонально для Михаила Случа. Ведь ему предстоит защищать честь Москвы на Всероссийском конкурсе «Учитель года-2010» в Магнитогорске. Михаил Ильич, удачи вам и победы!
Комментарии