search
main
0

Михаил Михайлов: «Урок – это жизнь в миниатюре». Интервью с победителем Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка»

В начале декабря 2024 года в Туле подвели итоги Всероссийской олимпиады для учителей «Хранители русского языка», организаторами которой являются Благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова и Государственный университет просвещения. Победителем стал преподаватель Московского государственного образовательного комплекса Михаил Михайлов.

Фото: Благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова

Не сомневаюсь, что этому событию особенно радовались жители Краснодара. В этом городе родился и вырос Михаил Михайлович Михайлов, получивший главный приз Олимпиады. А также его ученики, коллеги и друзья из Москвы, где он сейчас живет и работает.

Наше общение с победителем олимпиады оказалось приятным и полезным. В разговоре эрудированный собеседник продемонстрировал прекрасные знания русского языка, литературы, музыки и не только. Обо всем по порядку.

– Михаил Михайлович, начнем с главного. Почему Вы решили стать учителем русского языка? Что повлияло на выбор профессии? Возможно, в вашем роду есть педагоги? Расскажите о своей семье. Кто входит в Ваш ближний круг?

– По первому высшему образованию я оперный певец. Но, несмотря на кажущуюся несхожесть профессий – учителя и вокалиста, они очень близки. Пока перепоешь множество романсов у рояля, ты уже знаешь приличное количество стихотворений наизусть. Пока подготовишь партию Онегина или другую роль, столько раз придется обратиться к литературному первоисточнику, чтобы понять мотивы действий персонажа, то, кажется, что они становятся родными. Пока сделаешь подстрочный перевод французского, немецкого, итальянского, английского языков, на которых написаны арии или романсы, то ты уже прекрасно ориентируешься в языковых гнездах, для которых индоевропейский является языком-основой.

Мой ближний круг – это моя мама Ирина Алексеевна. Она преподаватель русского языка с сорокалетним стажем (со второго класса я помогал ей проверять тетради). И папа Михаил Сергеевич, он тоже педагог. Окончил институт физкультуры, имеет квалификацию тренера, так что педагогика у меня в крови. Также в семье есть еще педагоги: мой дядя, моя троюродная сестра, жена моего брата. Мама и папа – большие молодцы: они смогли в непростые годы перестройки родить и воспитать троих детей. Я горжусь ими.

– Вы родились в Краснодаре. Там же окончили школу и получили высшее образование?

– Да, я родился в самом сердце Кубани – в Краснодаре. Там окончил школу – и музыкальную, и обычную, а затем Краснодарский музыкальный колледж – как оперный певец. После этого я поехал в Москву и окончил два вуза – институт музыки им. А.Г. Шнитке и Государственный университет просвещения.

Часто бываете в родных краях? Удается ли встречаться с одноклассниками?

– С одноклассниками вижусь редко, а вот с однокурсниками из колледжа – да. У нас очень сильная группа была, где-то около семи человек продолжили учебу в Москве, вот с ними мы периодически видимся. Один из них стал лучшим другом, надеюсь, что на всю жизнь.

Многие учителя говорят, что у них есть любимые педагоги, на кого они хотят быть похожими. Есть ли у вас такой учитель или учителя?

– Я очень благодарен всем преподавателям, которые были в моей жизни, начиная от потрясающей первой учительницы Татьяны Семеновны Терещенко и заканчивая моими великолепными преподавателями в вузах. Их было очень много, так как я учился в нескольких школах, в колледже, в двух вузах. От каждого я почерпнул что-то важное. И я всех очень люблю.

Они все были преданы своему делу, искренне желали помочь, научить, наставить. Все это оставило неизгладимый след в душе. Они показали мне, каким должен быть настоящий учитель, профессионал, артист. Да-да, артист. Потому что, выходя каждый раз к аудитории в 30 человек, мы созидаем и творим.

– Верно, учитель – это всегда творчество. Удается ли Вам реализовать свой творческий потенциал? Если да – расскажите на основе какого-либо примера.

– Роберт Рождественский говорил: «Учитель – профессия дальнего действия». Я с этим абсолютно согласен. И как приятно, когда мои ученики, уже окончившие курс русского языка и литературы, встречая меня в коридоре, делятся своими впечатлениями о прочитанных книгах. Я преподаю в колледже. И для меня важным достижением является тот факт, когда, например, обучающиеся по профессии «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств» рассказывают мне, что они прочитали сверх программы (уже после обучения) книги Эриха Фромма «Искусство любить» или Сунь-цзы «Искусство войны», о которых я говорил на занятиях. Значит, я работаю не зря!

Повысить интерес к моим предметам помогают нехитрые приемы: мне важно показать, что русский язык и литература – это не непонятные и абстрактные сложности, сводящиеся лишь к зазубриванию правил и к заучиванию хронологической таблицы со скупыми датами в жизни писателя. Русский язык – это могучая система, функционирующая по определенным логичным правилам.

Слово – это ключ, открывающий многие двери. Например, при изучении темы «Средства художественной выразительности» итоговый контроль может происходить на примере текста группы «Король и Шут». В песне «Кукла колдуна» большое количество изобразительно-выразительных средств: метафоры, инверсии, сравнения! Это помогает обучающимся понять, что термины из литературоведения, которые они изучают, вполне применимы к реальной жизни, которая их окружает в современных реалиях.

– Какие, на Ваш взгляд, качества необходимы учителю русского языка, чтобы стать настоящим профессионалом?

– Наша профессия очень сложная. Она требует постоянной самоотдачи, внимательного отношения к еще не окрепшим детским душам, к их внутреннему миру. По моему мнению, только русский язык и литература могут воспитать важные человеческие качества, которые помогут сформировать гармоничную, развитую личность, способную созидать. Как говорил Сухомлинский: «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого». Конечно, в этом помогут выдержка, терпение, высокий профессионализм и, самое главное, любовь к детям и к своему предмету.

– С какими трудностями Вы сталкиваетесь на работе?

– Поскольку я преподаю в колледже, мне приходится работать с разными категориями ребят: и с теми, кто стремится к получению знаний, и с теми, у кого этот интерес угас по разным причинам. Казалось бы, дети пришли получать профессию, а тут снова «русский с литрой»! Да еще и русский язык, и культура речи появляются на старших курсах. Как возродить их интерес к этим предметам?

Моей главной задачей является приобщение ребят к прекрасному миру русской литературы. Мне важно показать, что классика – это не то, что осталось в прошлом. Это истории «про нас с тобой». Чем лучше мы будем ориентироваться в межличностных отношениях, запечатленных на страницах великих текстов, тем меньше ошибок допустим в жизни.

– Есть ли у Вас любимые ученики? Если да, то за что Вы их цените?

– Я люблю всех своих учеников. У меня их около четырехсот. Я всех знаю поименно. Это обязательно. Перед тем как стать преподавателем, своим педагогическим кредо я выбрал фразу замечательного русского ученого Василия Осиповича Ключевского: «Нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Безусловно, на парах у нас происходит «диалог культур»: я рассказываю детям, что такое «кацавейка», а они мне, что такое «кринж» (улыбается).

– Говорят: «Учитель учится всю жизнь». Как Вы относитесь к этому утверждению?

– С этим я полностью согласен. Преподаватель должен постоянно повышать свой профессиональный уровень: читать, узнавать новое, общаться с коллегами.

– Как, по Вашему мнению, можно сохранить великий и могучий русский язык? Что нужно делать для этого?

– Наш язык – это великое достояние. Каждый обязан его почитать, любить и хранить. Это наш культурный код. Такой прекрасный и непростой язык не мог быть дан простому разуму. Что нужно сделать, чтобы его сохранить? Хороший вопрос. В первую очередь каждый должен начать с себя. Не бывает каких-либо активных действий без импульса. Мне хочется верить, что все люди осознают красоту нашего русского языка, его стройность, многообразие лексики, способной передать эмоции, чувства, переживания.

– Как Вы видите свою профессию в будущем? Через 10, 20, 30 лет?

– Это уже зависит от меня и от моих коллег. Несмотря на существенное влияние искусственного интеллекта, нейросетей на жизнь человечества, я искренне верю, что ничто не сможет заменить настоящего живого участия педагога в жизни ребенка. А конкурс «Хранители русского языка» лишь убедил меня в том, что сейчас в образовании остаются самые стойкие, самые достойные представители этой непростой профессии.

– Мы очень плавно подошли к олимпиаде. Как Вы стали ее участником?

– Я штурмовал эту олимпиаду с 2023 года. Началось все с того, что однажды увидел в одном из многочисленных учительских сообществ, на которые я подписан, пост о конкурсе. В прошлом году я стал призером регионального этапа, а на этот раз мне удалось пройти в финал. И удача меня осияла. Честно сказать, я не рассчитывал на победу, потому что я тот самый человек, который становится в недвижущуюся очередь на кассе.

Фото: Благотворительный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова

– Чем Вам запомнилась олимпиада с таким удивительным названием – «Хранители русского языка»? Де-факто речь идет о каждом из вас, участниках профессионального состязания, которым доверили право оберегать великий и могучий язык наших предков.

– Прежде всего, атмосферой. Удивительно доброй, располагающей к общению. И потрясающей организацией, где все расписано по минутам и разложено по полочкам. Недавно меня спросили, ощущалась ли конкуренция. Если про битые стекла – такого не было. Конечно, каждый в душе думал о победе. Конкурсы, олимпиады для этого и существуют. Но там, в Туле, мне кажется, мы не вспоминали о конкуренции. Мы старались помочь друг другу, чем могли. И это было здорово!

Конечно, адреналина тоже хватило. В предыдущие годы одним из конкурсных заданий была методическая разработка урока, а в этом году мы представляли методическую разработку образовательного проекта после посещения «Музея обороны Тулы». Находясь в ситуации стресса, ты можешь показать, что значишь на самом деле. Сейчас я вспоминаю об этом с удовольствием. Благодарен организаторам конкурса – Благотворительному фонду «Эмпатия» Михаила Шелкова – за те ощущения, которые они подарили нам, за ту дружбу, которая сложилась между участниками. И за те знания, которые очень пригодятся в профессии.

Три дня, проведенные в Туле, где во время финала собралась команда единомышленников, всем сердцем любящих русский язык и старающихся передать эту любовь подрастающему поколению, навсегда останутся в моей памяти как одни из самых счастливых. Пока у русского языка есть такие Хранители, он под надежной защитой.

– И последний вопрос: «Главным словом в русском языке лауреат Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка» 2023 года назвала слово «Любовь». А какое слово, по Вашему мнению, может стать главным в русском языке в 2024 году?

– По моему мнению, это слово должно стать главным и в 2024 году, и во всех последующих. «Бог есть любовь» – так сказал апостол Иоанн, и нам не следует об этом забывать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте