search
main
0

Михаил КОЖЕВНИКОВ: Москва учитывает возможности и интересы каждого ребенка

Москва успешно решает задачи, поставленные президентом страны в майском указе, который определил направления федеральных проектов нацпроекта «Образование»: обеспечивает международную конкурентоспособность городских школ и создает условия для воспитания юных жителей на основе исторических и национально-культурных традиций. Обе задачи решаются в тесной взаимосвязи – для руководства города первая немыслима и даже бессмысленна без второй, считает президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников. О его взгляде на систему образования столицы мы поговорили в преддверии Московского международного форума «Город образования»-2019.

– Михаил Юрьевич, московская школьная реформа началась чуть менее девяти лет назад, и ежегодно мы узнаем о ее новых результатах. Какая из образовательных инноваций, реализованных в Москве, представляется вам особенно важной?
– Любые изменения, которые проводятся в последнее десятилетие в московских школах, – звенья одной цепи. Секрет успеха преобразований в их комплексности. На начальном этапе было особенно важно внедрение новых финансово-экономических механизмов, а сейчас во главе угла вопросы содержания образования и развития информационно-образовательной среды.
Но я бы все же выделил три момента, играющих особую роль в развитии системы образования Москвы.
Во-первых, это рост зарплат, не прекращающийся ни на один год. Сегодня средняя зарплата учителей в Москве порядка 100 тысяч рублей, специалисты в офисах получают меньше. И это реальный вклад в повышение престижа профессии педагога, о котором мы так много говорим. При этом стоит учесть, что при внушительном росте оплаты труда педагогов бюджет сферы образования растет незначительно. Система управляется эффективно, в таком формате она может работать в любом региональном центре.
Во-вторых, это Московская электронная школа – МЭШ. «Просвещение» участвует в ее наполнении контентом, но не менее важной ее частью становится контент, который создают сами учителя. МЭШ открыта для всех желающих, ее используют в других регионах, а теперь уже и в других странах. МЭШ раскрывает все возможности, которые цифровая среда дает школе, становится ключевым образовательным инструментом для детей и родителей, учителей и управленцев.
В-третьих, это предпрофессиональное образование, которое мне как представителю бизнеса видится почти революционным. К медицинским, инженерным, кадетским и академическим классам в новом учебном году добавятся IТ-классы. Все они требуют современного оснащения. Такой набор программ предпрофессиональной подготовки не чья-то прихоть, а внятный и убедительный ответ на потребности, ожидания граждан и запросы городской экономики.
– В этом году по всей стране началась реализация национального проекта «Образование». Как он влияет на ситуацию в московском образовании? Что меняется благодаря федеральным инициативам?
– Москва очень чутко и оперативно реагирует на федеральную повестку, и внедрение в городской системе образования новшеств, инициированных на уровне президента и правительства, становится образцом для других регионов. Это касается не только нацпроекта «Образование», но и многих других инициатив, будь то движение WorldSkills, где Москва в последние годы уверенно лидирует, или Российское движение школьников.
В майском указе Президента России 2018 года определены два ориентира национального проекта «Образование». Первый – вхождение в Топ-10 мировых школьных систем, второй – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе ценностей и традиций народов России. Хорошо известно, что в международном исследовании PISA система образования Москвы уже вошла в Топ-10, значительно превысив общероссийские показатели и оставив позади традиционных лидеров. Достижение второй цели сложно измерить количественными показателями, но посмотрите, как организована воспитательная работа в московской системе образования, и никаких цифр не понадобится.
Возьмем такое направление, как подготовка к празднованию 75‑летия Победы. Уже в этом году дан старт смотру-конкурсу музейных комплексов московских школ, где экспозиции посвящены героям Великой Отечественной войны. Благодаря проекту «Путь героя» ученики школ, носящих имя героев войны, проходят по местам их боевой славы, благодаря проекту «Мой район в годы войны» изучают, что происходило в их районе в начале 1940‑х. И это далеко не полный список инициатив. Победа в Великой Отечественной войне – величайшая национальная ценность, и мы видим, как Москва последовательно и планомерно приобщает юных граждан к родной истории.
Есть и другие городские проекты, связанные с формированием у детей социальной ответственности, изучением культурных традиций, приобщением к духовно-нравственным ценностям.
– Не получается ли так, что достижение мировой конкурентоспособности образования и воспитание личности – это два разных направления, которые в реальной работе школ никак не пересекаются?
– Наоборот, Москва наглядно демонстрирует, что эти задачи можно и нужно решать в тесной взаимо­связи. Для руководства города первая задача немыслима и даже бессмысленна без второй. Характерный пример – кадетские классы. Несомненно, главное направление их работы – подготовить защитников Отечества, настоящих патриотов. Но не нужно забывать, что кадетские классы – это еще и серьезная предметная подготовка с глубокой специализацией, например в инженерии или юриспруденции, по выбору ученика. Выпускники кадетских классов поступают не только в военные, но и в лучшие гражданские вузы Москвы.
Предпрофессиональное образование в Москве уникально и революционно тем, что школы не просто дают знания по тем или иным предметам, но и обучают основам профессии, формируют у школьников умение не только добиваться личного успеха, но и быть полезными своему городу, своей стране, формируют профессиональную мотивацию. Для многих детей этот фактор является определяющим для дальнейшего становления и развития.
– Можно ли говорить о доступности новшеств московского образования для всех детей города? Ведь в те же предпрофессиональные классы принимают строго по конкурсу.
– Если помните, на форуме «Город образования»-2018 главный слоган звучал так: «Лидерство города без отстающих». Смысл его в том, что система образования должна уметь одновременно работать с лидерами – лучшими учениками, готовыми демонстрировать высокие результаты, и с отстающими – теми, кто, как говорится, сидит на задней парте и по тем или иным причинам не проявляет особого интереса к учебе. Практика последних лет показала, что Москва успешно обучает и тех и других, ориентируется не на среднего ученика, как это было раньше, а учитывает возможности и интересы всех.
Не случайно из года в год растет доля московских школьников, получающих на ЕГЭ высокие и сверхвысокие баллы, побеждающих на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Растет и доля школ, которые готовят победителей и призеров олимпиады.
– Группа компаний «Просвещение» участник форума «Город образования»-2019. Чем для вас интересен форум?
– «Просвещение» – это образовательный интегратор общероссийского масштаба. Наши разработки востребованы во всех без исключения регионах страны, но, конечно, сотрудничество с московской системой образования нам представляется особенно важным. В июле мы открыли образовательно-исследовательское пространство «Среда «Просвещения», где представлены инновационное оборудование и уникальные методики для дошкольного образования. К этим решениям проявляют огромный интерес коллеги из регионов.
Часть оборудования будет представлена в экспозиции «Просвещения» на форуме «Город образования». Представим и программы по формированию патриотизма, гражданственности, подготовке лидеров, духовно-нравственному воспитанию, укреплению ценности здорового образа жизни.
По примеру московского образования мы стараемся в равной мере уделять внимание и формированию у школьников навыков XXI века, без которых невозможны высокие результаты в международных исследованиях, и воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиций народов России. Гармоничное сочетание двух этих факторов – залог успеха наших школьников, а значит, и успеха нашей страны, гарантия ее лучшего будущего.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте