– Образование – это фундамент для будущего страны. Как вы думаете, достаточно ли делается в России, чтобы этот фундамент был крепким?
– Создать единое образовательное пространство можно лишь при тесном сотрудничестве власти, общества и бизнеса. Сегодня мы видим, что хорошее образование все больше воспринимается обществом как значительная ценность, а государство и бизнес-сообщество делают многое для развития образования в России, координируя при этом свои усилия. Один из таких примеров – созданная по инициативе ЮКОСа Федерация Интернет Образования, которая работает в десятках регионов страны.
– Россия богата талантами и сырьем. На что, по-вашему, надо делать ставку: на интеллект или богатства недр земли? Что принесет стране большую пользу?
– Я уже не раз приводил в качестве ответа на этот вопрос следующие цифры. Экспортный потенциал наших сырьевых отраслей составляет 240 млрд. долларов в год, обрабатывающие отрасли дают от 300 до 350 млрд. Итого – 500-600 млрд. долларов. К 2010 году за счет развития этих отраслей мы можем достигнуть максимум 800 млрд. долларов валового внутреннего продукта (ВВП). Сырьевые и обрабатывающие отрасли больший доход принести не смогут, да и продать продукцию свыше этого объема мы никому не сможем.
Во время финала Всероссийского конкурса “Учитель года России-2002” Владимир ФИЛИППОВ вручил Михаилу ХОДОРКОВСКОМУ медаль “За милосердие и благотворительность”
Но у нас в стране есть 3-4 млн. людей, которые являются самой активной силой общества. Это ученые, предприниматели, в общем, интеллектуальная элита. Это те люди, каждому из которых за границей – в Европе и Америке – спокойно будут платить по 100 тысяч долларов в год, так как их выработка на одного человека составляет не меньше 340 тысяч долларов в год. Наша интеллектуальная элита может приносить гораздо больше, чем мы получаем от всех наших сырьевых и обрабатывающих отраслей. В США в цене готовой продукции интеллектуальная составляющая достигает более 60 процентов – именно поэтому американская экономика выдает на-гора свыше 10 триллионов ВВП. Именно от интеллектуальной элиты можно получить гораздо больший экономический рост, чем сегодня нам предсказывают – не три, а 8-10 процентов в год. Однако такую элиту надо обучать и воспитывать. И давать таким людям не просто образование, а культивировать среди них предпринимательскую идеологию. И естественно, создать все условия, чтобы они могли работать в России, не опасаясь, что кто-то придет и начнет им указывать, что думать, что читать и смотреть.
– Если будущее за высококвалифицированными специалистами, то где, по-вашему мнению, их целесообразней готовить – в России или за рубежом? Способны ли качественно справиться с этой задачей отечественные вузы?
– Вне всякого сомнения, потенциал российских вузов очень высок. ЮКОС сотрудничает и оказывает поддержку десяткам отечественных университетов и академий, и мы на практике видим неплохой образовательный уровень их выпускников. Хотя предела совершенству, как известно, нет, в дальнейший рост образовательного уровня наших молодых специалистов мы продолжаем вкладывать средства и после того, как они покинули стены вуза.
– Так называемая “утечка мозгов” – серьезная проблема для России. Можно ли остановить этот процесс? Как это сделать?
– Охота “за мозгами” идет по всему миру, ведь сегодня для компаний неважно, кто ты по национальности: русский, индус, китаец, лишь бы ты был хорошим специалистом.
Талантливая молодежь уезжает из России еще и потому, что хочет жить в цивилизованном, демократическом обществе, а в нашей стране они видят, как правоохранительные органы создают у людей ощущение неуверенности, незащищенности. Особенно часто сталкиваются с этим молодые предприниматели. Поэтому молодые ребята и уезжают на Запад по 100 тысяч человек в год. В Америке считается, что приезд 25-летнего высококвалифицированного специалиста дает стране, как минимум, три миллиона долларов. Сколько теряет наша страна, когда уезжают 100 тысяч молодых талантов? Пока мы не изменим отношение общества к предпринимательству, молодежь туда идти не будет, а значит, мы не сможем быстро поднять экономику России.
– Развитие каких уровней образования вы считаете наиболее приоритетным?
– Всех без исключения, ведь образование – процесс непрерывный.
– Российская школа уже начала осваивать интернет-технологии. Это дело не одного дня. Многие городские и сельские школы уже включились в этот процесс. В каком направлении, на ваш взгляд, он должен развиваться?
– Значение этого процесса трудно переоценить. Интернет дает российскому педагогическому сообществу, детям и молодежи возможность доступа к самым современным информационным и образовательным ресурсам. Без сомнения, процесс этот, учитывая масштабы страны, не происходит так стремительно, как хотелось бы. Но именно он, по моему убеждению, поможет нам в конечном счете сформировать поколение граждан России XXI века.
– Должен ли отечественный бизнес принимать участие в поддержке и развитии образования? Какие формы сотрудничества государства и предпринимательства здесь возможны?
– Обязательно должен и уже принимает. Я упоминал созданную по нашей инициативе Федерацию Интернет Образования, которая в партнерстве с Правительством России, администрациями регионов страны реализует масштабный проект “Поколение.ru”. Его цель – преодоление серьезного отставания России от других мировых держав в информатизации образования. Этот проект предполагает открытие в 50 регионах России центров интернет-образования (29 таких центров уже действуют), в которых свыше четверти миллиона учителей средних школ освоит использование интернет-технологий в учебном процессе. А это позволит, в свою очередь, передать навыки работы в интернете более 10 миллионам школьников – людям, которые, я надеюсь, и станут той самой интеллектуальной элитой России, о которой я уже говорил.
Ольга ДУБРОВИНА
Комментарии