search
main
0

Михаил ГУРОВ, победитель конкурса «Учитель года России»-2020:

Дочка Маша на балконе устроила гнездо для Пеликана

Я везучий журналист. Мне везет на встречи, особенно на конкурсе «Учитель года России». На финале 2020 года, состоявшемся в Волгограде, одним из первых конкурсантов, с кем я пообщалась, был Михаил Николаевич Гуров из Ростова-на-Дону, тогда еще – просто участник. С ним меня познакомила моя давняя приятельница, лауреат конкурса 1997 года Анна Эртель, сопровождающая ростовского конкурсанта. В свой конкурсный год она была юной учительницей Аней Криворучко…

Михаил ГУРОВ с коллегой Анной ЭРТЕЛЬ, лауреатом конкурса «Учитель года России»-1997

Поворот судьбы – Михаил Николаевич и Анна Борисовна работают в одной школе, окончили один вуз, защитили диссертацию практически одновременно. А мама Анны в свое время учила Михаила, сама Аня иногда подменяла коллег и тоже преподавала будущему победителю «Учителя года России»-2020.
Анна размышляла в первый день нынешнего конкурса: «Мы сейчас представляем нашу школу, команду. И для меня очень важно, чтобы Михаил Николаевич хорошо выступил. Наша школа на очень хорошем счету во многом благодаря Михаилу Гурову, ведь у него постоянно стобалльники по математике. Он гениальный преподаватель. Я убеждена: справедливо, что Михаил Николаевич здесь». Обратившись к педагогу уже после церемонии награждения с просьбой об интервью, я, конечно, стремилась в первую очередь узнать, что за школа такая, где работают учителя года (три призера, кстати) и откуда вышел очередной всероссийский победитель.

– Расскажите о вашем учебном заведении.

– Лицей классического элитарного образования Ростова-на-Дону (КЭО) – частная школа, она входит в Топ-20 школ России, занимает 14‑е место. Школа очень сильная, собран уникальный состав преподавателей. Не все дети платят за свое обучение.

У нас много грантовых, бесплатных мест для привлечения одаренных детей, плюс много детей, которые оплачивают учебу с помощью материнского капитала. Конечно, оплачивается не только учеба, но и питание, мероприятия, организация досуга, посещение спортивных секций, бассейна и так далее.

Сейчас наш лицей – это своего рода локомотив, маяк в Ростове-на-Дону, он освещает путь многим учебным заведениям. В лицей стремятся попасть не только дети, но и педагоги. У нас есть некоторые преимущества по сравнению с государственной школой.

Первое – меньше работы с бумагами. Второе – освобожденные классные руководители. Учителя-предметники могут полностью посвятить себя преподаванию. Возникает дополнительное время на разработку задач, раздаточных материалов и многое другое.

– Чем еще отличается ваш лицей от обычных школ?

– У нас есть лига КЭО, которая проводит встречи выпускников, организует экскурсионные программы, другие интересные мероприятия. По субботам у нас работают кружки – шахматы, математика, литературная гостиная и так далее. Многие из них ведут старшеклассники, которые добились успеха в олимпиадах.

Школа работает с 2015 года. Немало олимпиадников вырастили. Приглашаем специалистов из столицы, сотрудничаем с Южным федеральным университетом, «Сириусом».

А вообще пользуемся теми же возможностями, что и любая муниципальная школа. Мы полностью интегрированы в систему образования города и, как показал этот конкурс, в систему образования страны.

Наши учителя нацелены на результат. У нас стабильно один из самых высоких результатов ЕГЭ по многим предметам – обществознание, русский язык и литература, математика.

– Кстати, считается, что сильным, талантливым педагогам трудно работать вместе, толкаются… У вас не так?

– У нас грамотное руководство, которое выстраивает правильную логистику. Мы друг другу не мешаем. Взаимодействуем, повышаем квалификацию внутри кафедр. Заседания кафедры проходят несколько раз в год – обсуждаем текущую ситуацию в образовании, делимся наработками.

– Вы поступили в Южный федеральный университет сразу после школы?

– После 9‑го класса я поступил в Морской колледж имени Седова. Был уверен, что буду моряком и пойду по стопам отца. Отец – механик. Но в колледже меня приметила учитель физики Инга Альфредовна Чайкина. Она мне сказала: «Ты не задействуешь свой потенциал, твой мозг простаивает». Я прислушался, понял, что у меня есть склонности к физике, математике, и решил попробовать поступить на мехмат. Втихаря от всех поступил в вечернюю школу, получил аттестат и прошел на мехмат, причем готовился к экзаменам сам. Ни разу не пожалел о своем выборе, в вузе понял, что это мое.

Окончил бакалавриат, магистратуру Южного федерального университета. В 2016 году стал кандидатом физико-математических наук. В моей диссертации исследованы очень теоретические объекты. Это операторы определенного вида, не все из них сейчас имеют приложения. Но я вас уверяю – не пройдет и 50 лет, как это будет супервостребовано на практике.

Я много учился. Жизнь – штука сложная, всегда хотелось подстраховаться. Поэтому помимо математического получил экономическое образование, управленческое (менеджмент). И еще решил поучиться в педагогической магистратуре.

– В прошлом номере «МП» вы рассказали, как, поработав с одаренными детьми в лагере в 2009 году, захотели стать учителем. А до этого не возникало желания работать в школе?

– Мысли не было. Иногда перечитываю переписку с друзьями в соцсетях. В 2008-2009 годах мы размышляли, что будем делать в будущем. Шутка прозвучала: ну не идти же нам в школу! А в итоге через год я понял: это именно то, что мне нужно.

– А не страшно идти к современным детям, особенно старшеклассникам? Они могут и подшутить над педагогом…

– Если быть с детьми на одной волне – они современные, ты современный, – то у них и повода не будет язвить, подшучивать. Мне в некоторой степени повезло – общение с ребятами всегда давалось легко. Может быть, склад характера такой. Я человек настойчивый, есть задатки лидера, наверное… За мной дети всегда шли.

– Чем вы «берете» детей?

– Всегда по-разному. Есть чувство юмора, это нужно в первую очередь. Плюс всегда стараюсь показать, что математика – это кайф, это круто, это не такая сухая наука, как они могли думать.

– Вы в обычных школах работали?

– Первая школа, в которой я начал работать, – муниципальный лицей. Но он был очень далеко от дома. Проездив год, понял, что так невозможно – часто опаздывал… Перешел в гуманитарную гимназию рядом с домом, проработал в ней 6 лет. Там мне удалось вывести математику на новый уровень, у меня были и высокобалльники ЕГЭ, и призеры Всероссийского конкурса по математике, призеры Всероссийской олимпиады. Это был один из самых счастливых периодов в моей жизни. Оттуда перешел в частную школу.

– Вы производите впечатление спокойного, собранного человека. А на конкурсе у вас были бессонные ночи?

– Да, перед методической мастерской, перед уроком совсем не удалось поспать.

– А почему? Вы наверняка были готовы к этим испытаниям заранее.

– Все было готово, но не получилось расслабиться и отдохнуть.

– Тогда зачем вам конкурс? Это же сплошные нервы…

– Хороший вопрос. Честно говоря, не ожидал, что окажусь на этом этапе. Я на конкурс пошел в 2019 году, на региональном уровне получил второе место. В 2020 году регион не проводил конкурс, поэтому я попал на финал.

– Какое испытание было для вас самым трудным?

– Думаю, урок, потому что когда идешь в класс, ты не знаешь уровня детей, то есть идешь вслепую. У меня была достаточно сложная тема, рассчитанная на высокий уровень знаний. Но я шел ва-банк, понимал, что даже если дети слабые, я смогу их заинтересовать. Тема звучит так: «Системы уравнений с параметром. Определение количества решений». Это алгебра на стыке с геометрией.

– А что вам больше по душе – алгебра или геометрия?

– Геометрия, но я не умаляю всех достоинств алгебры. Геометрия мне нравится потому, что это логика в чистом виде. Более того, мне очень нравится учить детей геометрии, потому что есть базовый набор знаний, который позволяет решить 90% задач. Как показывает практика, если этот базовый набор осваивают девочки и если у них геометрия «пошла», то в этом случае уровень понимания намного выше, чем у сверстников-мальчиков. Такой вывод делаю из личных наблюдений.

– Когда вас назвали победителем, Сергей Кравцов объявил, что вы параллельно стали советником министра просвещения России на общественных началах. Какой первый совет вы дадите министру?

– Я бы посоветовал изучить возможности дебюрократизации учительского труда. Как сказал на встрече с лауреатами конкурса президент Владимир Путин, у нас 800 тысяч классных руководителей. Но они, конечно, мученики, потому что должны писать справки, аналитические отчеты, делать паспорта кабинетов и так далее. Они загружены больше, чем просто педагоги.

– Какое впечатление на вас произвел президент?

– Он производит впечатление мудрого, креативного человека.

– Как вам показалось, встреча с главой государства была формальным мероприятием?

– Мероприятие было формальное, протокольное, и при этом… неформальное. Мы говорили о житейских проблемах учителей. Например, обсуждали цены на билеты на самолет. Что запомнилось? Я сказал, что математика в нашей стране одна из приоритетных наук, потому что все современные исследования не могут быть реализованы без математики.

С одной стороны, это вроде бы и понятно, с другой стороны, сейчас нужно пересматривать и образовательные программы, и стандарты. В математике можно выделять несколько уровней сложности материала. Прописывать в стандарте все то, что нужно ученику на разных уровнях, – адский труд… Непонятны критерии проверки. С точки зрения практики.
Еще я сказал президенту, что очень бы хотелось, чтобы 2023 год стал в нашей стране Годом математики.

– Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.

– Супруга тоже математик, сейчас в декрете. Работает в Россельхозмониторинге. Мы с ней вместе учились. У нас дочка Маша, родилась 12 апреля, в День космонавтики, скоро ей три года. Маша ждет Хрустального пеликана, сказала мне, что на балконе делает ему гнездо…

– Сегодня, в день победы на конкурсе, у вас брали первые интервью. А дальше их будет намного больше. И выступления, и мастер-классы для коллег. Вы готовы к миссии победителя?

– Пока не готов, но нужно быстро подготовиться.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте