search
main
0

Михаил БЕРУЛАВА, заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ: Что ожидает наше общество в скором будущем?

​Нас многое поражает в сегодняшнем мире. Но более всего – надвигающаяся гуманитарная катастрофа, в основе которой колоссальное снижение нравственного потенциала граждан нашего общества, и прежде всего нашей молодежи. Эта тема регулярно поднимается и учеными, и политическими деятелями, и публицистами. Но там ли мы ищем причины данной ситуации и пути ее решения?

Острая актуальность данной проблемы обусловлена тем, что уровень снижения нравственных качеств современного молодого поколения фиксируется самыми разными исследователями и виден невооруженным глазом. Замалчивать данную проблему – значит прятать голову в песок и усугублять ее. Каковы жизненные ценности сегодняшнего молодого человека – сделать что-то полезное для своей страны или делать все равно что, но где больше платят; создать семью и растить детей или развлекаться ежедневно и ежечасно в стремлении к фальшивым ценностям гламурной жизни; желание стать профессионалом в своем деле или же поиск тех профессий, где есть большая возможность коррупции. Почему у нас такой вал желающих стать не слесарями, а юристами и чиновниками,  ведь официальная зарплата слесаря сегодня намного больше? Не секрет, что уже сегодня нас лечат доктора с купленными дипломами, не испытывающие никакого сочувствия к людям; нам назначают лекарства и операции, которые нам не нужны, только потому, что за них можно получить большие деньги. Перечень аналогичных проблем бесконечен.Уже с детства наших детей учат тому, что надо платить за то, чтобы взяли в детский садик; за хорошую оценку; за то, чтобы устроиться на хорошую работу; за то, чтобы лечили, а не оставили умирать без какой-либо помощи; за то, чтобы подписали любую справку; за то, чтобы тебя не осудили, если ты не виновен, и за многое, многое другое. Такой процесс «воспитания» идет для любого ребенка с самого раннего детства. И уже к подростковому возрасту человек начинает воспринимать это как обыденность, как норму взаимоотношений в обществе, и сломать такой стереотип в дальнейшем практически невозможно – он уже в сфере бессознательного, а значит, в поведении человека. Мы перестали учитывать аксиому – социализация детей и молодежи в современном информационном обществе сегодня происходит не через родительское воспитание (родители по 2-3 часа стоят в пробках, пока добираются с работы домой, и попросту не видят своих детей). Сегодня, чтобы прокормить семью, очень многие работают на двух работах. Дома много хозяйственных дел, которые надо успеть сделать. Родители полуживые добираются до дома, и у них просто не остается сил на общение с ребенком, да и дети в это время, как правило, уже спят.  Тогда, может быть, воспитанием занимаются школа, вуз?  К сожалению, система образования сегодня очень далека от реалий современного информационного общества, от революционных изменений, которые в нем произошли. Она не учитывает и современный социокультурный опыт, который ребенок, подросток получают в обществе. На телеэкране, в политике, за окном царят приоритеты, далекие от ценностей, которые теоретически проповедуют педагоги.Таким образом, социализация давно не происходит в образовательных учреждениях, где анахронизм школьной и вузовской системы обучения приводит к тому, что когнитивный стиль современных детей не соответствует вербально-теоретическому стилю изложения учебного материала учителем, а также в наших учебниках. Стиль мышления молодежи сегодня за счет постоянного общения с массмедиа образно-эмоциональный, и именно на этом построена информация, подаваемая с помощью средств массовой информации. Мышление молодежи все меньше тяготеет к абстрактным построениям. Все это идет вразрез с вербально-теоретическим, декларативным стилем изложения информации в учебных  заведениях, что приводит к явлению когнитивного диссонанса и к тому, что все, что говорит учитель, отторгается.Прочитав просто учебник, нельзя сформировать нравственные чувства. Для этого нужны конкретные эмоционально насыщенные примеры, которые может содержать только видеообраз. Нельзя научить любить Родину, только читая учебник. Необходимы эталоны, которым бы хотелось подражать. Они в нашей системе образования сегодня полностью отсутствуют.Тогда кто же сегодня в реальности занимается воспитанием подрастающего поколения? Ответ на этот вопрос прост и у всех на виду – массмедиа, прежде всего телевидение и Интернет. Что же воспитывают сегодня эти электронные средства информации? Вопрос очень важный, ведь мы живем в эпоху информационного общества, когда человек имеет дело не с реальными образами явлений и вещей, но с их виртуальными заместителями, то есть с симулякрами.Известно, что наиболее значимую роль в развитии личности играют образцы для подражания. Наиболее значимы в психологическом плане телевизионные образцы, модели поведения и общения, поскольку они всегда эмоционально насыщенны. Интериоризуются прежде всего стереотипы поведения, которые опосредованы образом и эмоцией. Телевидение является теперь основным воспитателем в младшем школьном, подростковом и старшем школьном возрасте, а очень часто и в дошкольном. Как же происходит сегодня усвоение детьми и подростками нравственных норм, столь необходимых им для жизни в обществе и для развития, а не разложения самого нашего общества?Психологическая закономерность развития человека состоит в том, что он интериоризирует внешние формы поведения других людей, переводя их во внутренний план. Наблюдаемые им стереотипные формы поведения и общения превращаются в собственные поведенческие стереотипы, становясь очень устойчивыми, поскольку актуализируются через сферу бессознательного. Сегодня школа не в состоянии конкурировать с телевидением в плане воспитания, поскольку именно телевидение может обеспечить наиболее сильное эмоциональное воздействие на психику за счет наличия образной подачи информации, обеспеченной его техническими возможностями. Вербальное обучение, которое осуществляется в школе и вузе, лишено этих преимуществ. Гораздо более сильное эмоциональное воздействие на молодежь оказывает видеоряд, экранные симулякры. Так устроена психика человека. Но на телеэкране сегодня вы не увидите доброго и вечного. Оттуда рекой льется насилие, интеллектуальная убогость, физиологические реакции вместо человеческих отношений.Каковы эти устойчивые формы поведения, которые наблюдают наши дети при общении с российским телевидением? Даже на федеральных каналах это преимущественно асоциальные формы поведения – поведения патологического, безнравственного и агрессивного. Наши дети постоянно видят эти эталоны, которые в силу законов психического развития обязательно имитируются и переносятся во внутренний план.И вот мы уже ежедневно видим по всем каналам с утра и до вечера (не только в передачах, идущих в прайм-тайм, но и уже в обычных новостях, чьи сюжеты стали прямо совпадать с хроникой чрезвычайных происшествий) смакование подробностей нечеловеческих отношений человеческих особей. С утра до вечера нашим детям дают инструкции, как садистски относиться к своим сверстникам, к старшим, к своим родителям, к учителям. Уже никого не удивляют постоянные сведения о том, как молодые родители убивают своих малолетних и даже грудных детей; как дети – своих родителей; как подростки мучают своих одноклассников, снимая это на телефон; как молодые люди целой толпой издеваются над незнакомым им человеком только за то, что он другой национальности; как жена нанимает киллера, чтобы убить своего мужа; как муж отнимает у жены детей. Эти жуткие факты становятся все более повторяющимися (на телевидении они заняли все информационное пространство), а значит, в образе мира многих молодых людей обыденными.В то же время с наших экранов полностью пропал какой-либо позитив из жизни наших людей, который кое-где еще порой встречается. Сегодня вы не увидите на голубом экране примеров высоконравственных поступков, на которые могли бы ориентироваться молодые люди.В то же время не является секретом то, что целые поколения советских людей выросли на очень нравственных советских фильмах, после которых людям хотелось жить и работать, любить и растить детей. Мы забыли слово «герой», а ведь в этих фильмах было множество героев, которым подражали очень многие. Эти фильмы давали колоссальный заряд нравственности и оптимизма. Так почему же мы не берем из своего прошлого то умное и хорошее, что действительно имело место в воспитательной политике нашего государства, в котором далеко не все было плохо? Ведь во многом благодаря этим фильмам мы первыми полетели в космос и гордились своей страной.Кто же будет сегодня и завтра строить наше государство? Развивать науку и экономику, защищать наши границы, воспитывать и растить детей? Те, кто еще противостоит этому массированному воздействию современных средств массмедиа, стараются увезти своих детей в страны, где телевидение занимается уже незнакомым многим из нас и всячески оплеванным словом – «воспитание». А это большинство европейских стран, и не только европейских. Цивилизованные страны понимают, что будущее страны – это не Газпром, а ее генофонд, который в нашей стране усиленно уничтожается.Без молодых специалистов, выращенных в новых экономических условиях, имеющих не просто запас знаний и умение эффективно их использовать, но и обладающих необходимыми нравственными качествами, невозможно решить ни одну из сегодняшних глобальных проблем. Если человек не является патриотом своей Родины, если он не честен, не порядочен, не ориентирован на то, чтобы помочь более слабому – женщине, ребенку, старикам, если ценности семьи для него ничего не значат, если он полон агрессии, злобы, зависти, то никакие знания не помогут решить стоящие перед страной проблемы. Современные сложности в решении социальных и экономических проблем свидетельствуют о том, что именно нравственные качества очень многих наших людей, и прежде всего молодых, являются камнем преткновения на этом пути. С коррупцией, насилием, наркоманией бесполезно бороться только с помощью наказаний и уголовного преследования. У человека должны быть внутренние барьеры к совершению таких действий.К сожалению, современное телевидение ведет целенаправленную работу по разрушению в молодом человеке всего человеческого. Сегодня мы пожинаем эти плоды телевизионной антикультуры, которая активно формирует у молодежи деструктивный социокультурный опыт. Не секрет, что способность к юмору – важнейший показатель интеллекта. Способность к юмору то качество, которое особенно ценится в молодежной среде. Оно является лакмусовой бумажкой интеллектуального потенциала молодежи. Нельзя не замечать, что эта планка все более снижается. Юмор заменяется удручающей пошлостью, наглостью, удивительной тупостью, стебом как формой общения. И молодежь учат смеяться над тем, над чем умный человек в принципе смеяться не может и не должен. И вот уже новым молодым кажется, что это и есть остроумие, хотя от ума там уже ничего не осталось.Демагогия по поводу того, что если не хотите смотреть, то не смотрите, не имеет под собой какой-либо научной основы. Потребности формируются на основании сложившихся стереотипов поведенческой активности и закрепляются в сфере бессознательного. Если же не предлагается каких-либо других моделей и стереотипов, естественно, закрепляются те, которые моделирует телевидение в своем виртуальном пространстве.Мы обязаны понять, что современный этап развития нашего общества имеет очень большую специфику, обусловленную архиважной ролью средств массовой информации и Интернета в развитии личности детей, подростков, молодежи. Это принципиально новая ситуация, но система образования недостаточно гибко реагирует на эти изменения. Не решена эта проблема и в новых образовательных стандартах, поскольку система образования продолжает считать себя единственным источником информации для учащегося, однако в действительности этот источник становится все менее значимым и все менее привлекательным для подростка. Все большую роль в этом развитии играет альтернативная информация, вступающая часто в антагонистическое противоречие с теми установками и той информацией, которую предлагает учащемуся школа. Преимуществом этой альтернативной информации является то, что процесс ее восприятия всегда индивидуализирован – подросток может усваивать ее в удобном ему режиме и темпе, она предполагает постоянное наличие значимой мотивации, поскольку смотрится лишь то, что интересно и привлекает внимание. Всего этого не может в настоящее время предложить подростку школьное и вузовское обучение. Таким образом, информация, поступающая из медиасредств, изначально является более значимой и приоритетной для молодого человека, а значит, ее влияние на его развитие колоссально велико и будет все время увеличиваться.Нет сомнения, что в последнее десятилетие ориентиры развития нашего общества были значительно смещены. Те образцы, которые были взяты на вооружение, нивелированы за счет сведения их только к феномену экономической свободы и рынка, при этом забывалось, что те страны, которые были в этом плане взяты за ориентир, прежде всего Япония и Германия, совершили свое экономическое чудо не просто за счет введения свободного рынка, но в максимальной степени за счет внимания к духовной жизни, культуре и традициям народа. В Японии экономический прогресс основывался на сохранении традиционных японских ценностей: этики, морали, коллективистских тенденций. В Западной Германии также делался упор на традиционный социокультурный опыт народа – его установку на семейные ценности, труд, организованность, ответственность, исполнительность, дисциплину. Перечень стран, совершивших экономическое чудо по тем же основаниям, можно продолжить.Таким образом, главным воспитателем сегодня являются средства массмедиа, которые в настоящее время формируют агрессивный, извращенный образ мира, прежде всего у детей и подростков. Нормой они начинают считать мир, где жизнь человека ничего не стоит, где нет любви и каких-либо человеческих интересов, а есть лишь физиологические инстинкты. Из наших массмедиа подросток никогда не узнает, что главное счастье человеку приносит возможность реализовать свое творческое начало, ощущение того, что ты нужен окружающим. Вместо этого телевидение делает из нашей молодежи сексуально озабоченных, агрессивных и депрессивных индивидов. Это не просто горько, это страшно. И молодые люди фактически живут в виртуальном мире, в котором они начинают ненавидеть всех лиц другой национальности, людей другой культуры и образования, более успешных и богатых – всех тех, у кого хоть что-нибудь лучше. Их внутренняя энергия направляется не на саморазвитие, не на дело, а на самоуничтожение в огне ненависти. И если градус этой агрессивности будет расти, то мы можем прийти к самым непредсказуемым катаклизмам.Но вопрос стоит уже по-другому. Уничтожается генофонд нации, геном современного человека. Именно эта проблема является проблемой номер один в нашем государстве. Мы настойчиво и системно растлеваем нашу молодежь, а потом удивляемся, почему во всех профессиональных группах растет коррупция, растет преступность, почему наши девушки не рожают детей, а юноши не чувствуют потребности в семье и не несут ответственности за нее. Мы должны честно сказать, что наше телевидение нельзя разрешать смотреть детям и подросткам. Оно не может научить доброму и вечному. Оно и не развлекает, поскольку только психически больной человек может считать, что 24-е наблюдение за жизнью людей с патологическими формами поведения может быть веселым. Нам бессмысленно бояться внешних врагов – лучше всех мы разрушаем свое общество сами.Можно привести удивительные факты, что к растлеванию молодежи причастны не только наши массмедиа, но и чиновники от образования, которые, казалось бы, должны стоять на охране нравственности молодого поколения.В настоящее время имеется множество фактов поступления в образовательные учреждения из управлений образования, от окружных учебно-методических центров литературы провокационного и явно асоциального характера. Например, в конце прошлого года в школьные библиотеки г. Москвы в централизованном порядке поступили книги А.Яхонтова, изданные в 2010 году под грифом «Издательская программа Правительства Москвы». В частности, в книге «Учебник жизни для дураков», разосланной в школы, содержатся отдельные главы под названиями «Учитесь убивать», «Как умертвить родителей и избежать похорон», «Наркотики и способы их применения», «О пользе супружеской измены», «Как украсть и не попасться (советы)», «Сексуальные игры», «Изготовление ядов, сочинение некрологов, обучение приемам рукопашного боя», «Учитесь врать и обманывать», «Как бросить друга в беде» и другие не менее «полезные» для молодых людей советы и инструкции. Один только этот факт говорит об отсутствии системы отбора учебной и художественной литературы для образовательных учреждений.Настало время, когда противостоять этому системному растлеванию молодежи должны уже и законодатели. В связи с этим нами предложен проект федерального закона «О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Законопроект направлен на совершенствование законодательного регулирования в части контроля за содержанием поступающей в образовательные учреждения литературы, видеоматериалов и аудиопродукции.Предложенный законопроект учитывает, что в соответствии с пунктом «е» статьи 17 Конвенции ООН «О правах ребенка», ратифицированной Россией 13 июля 1990 года, государства – участники конвенции поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. Именно в этих целях Федеральным законом «О рекламе» установлены повышенные правовые гарантии защиты несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы. Однако законодательство в сфере образования в отличие от законодательства о рекламе не содержит подобных ограничений, что создает условия для бездействия государственных служащих, ответственных за образовательную сферу, а также порождает злоупотребления со стороны издателей и распространителей печатной и иной информационной продукции, наносящей вред нравственному и психологическому благополучию детей, а также не соответствующей общим целям и принципам образования. С соответствующей законодательной инициативой выступили депутаты Госдумы Берулава М.Н., Мельников И.И., Смолин О.Н.В связи с изложенным представляется целесообразным дополнить Федеральный закон «Об образовании» положением об осуществлении законодательно обеспеченного контроля за поступлением в библиотечные, музейные, архивные фонды образовательных учреждений литературных и других произведений, видео-, аудио-, кинопродукции и иных информационных материалов, наносящих вред нравственному и психологическому благополучию детей и молодежи, а также не соответствующих общим целям и принципам образования.Сегодня мы все – педагоги, общественность, законодатели – должны объединиться, чтобы поставить заслон растлевающему влиянию всего того, что калечит души наших детей и уничтожает любые перспективы развития нашего общества. Хочется верить, что это произойдет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте