Недавно наткнулся в социальных сетях на несколько интересных постов на тему МЭШ. Большинство людей задавались вопросом: что это такое? Почитав рассуждения под постами, я понял, что комментаторы, вместо того чтобы разобраться в вопросе, поторопились выдвинуть ряд обвинений в сторону проекта, тем самым буквально породив волну негатива. Так уж складывается жизнь, что при внедрении инноваций все люди делятся на три категории:
– принимающие инновацию;- категорически ее отрицающие;- нейтральная сторона (как раз на нее и рассчитаны все публикации, связанные с тем или иным нововведением).Давайте разберемся, какие мифы о Московской электронной школе живут в Сети.Миф №1: МЭШ переведет всех детей на дистанционное обучение«Мы видим, что проект МЭШ имеет все возможности для перевода школьников на дистанционное он-лайн обучение. Все уроки будут записаны в электронном виде и будут доступны на электронном портале из любой точки, в то время как закон №273 говорит: «При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации».Источник: facebook.com.Орфография, пунктуация и стилистика текста автора сохранены.Действительно, МЭШ построена по технологии BYOD. Эта технология позволяет ученику включиться в урок, где бы он ни находился, и полноценно работать с материалом. Что же касается ссылки на закон об образовании, то автор просто перепутал две статьи одного закона – статьи 16 и 17. В первой говорится о реализации образовательной программы, во второй – о технологиях обучения.МЭШ – это помощник учителя, а учитель – ее хозяин. Решение о технологиях обучения принимают школа и семья, в случае если это необходимо по состоянию здоровья ребенка.Миф №2: МЭШ пагубно скажется на здоровье школьника«А где СанПины на сами эти устройства? Их нет. Они не разработаны. А был ли измерен объем облучения от различных устройств, находящихся в одном помещении в таком количестве? Ведь по задумке разработчиков МЭШ, в каждом классе должен быть свой роутер wi-fi, интерактивная доска, планшет у каждого ученика (25-30 штук), планшет или ноутбук у учителя, возможно, еще и электронные книги. И все это в помещении одного только класса! А сколько классов в школе?»Источник: facebook.com.Орфография, пунктуация и стилистика текста автора сохранены.Для начала стоит сказать, что дело не в СанПиНах: есть паспорт устройства и сертификат качества (так же как есть сертификат качества на игрушки). Вот сами сертификаты уже должны соответствовать СанПиНам. Вся техника в школах Москвы отвечает этим нормам, более того, в образовательных организациях проводятся регулярные проверки оборудования, в том числе с замерами уровня электромагнитного излучения. На моей памяти был один случай, когда школе было выдано предписание заменить зарядные устройства ноутбуков, поскольку истек срок их эксплуатации и они выдавали незначительное превышение уровня ЭМИ. И уж, конечно, уровень излучения от wi-fi-точек в школе значительно ниже, чем у вас дома. В квартире на вас действует излучение вашего роутера и роутеров еще десятка соседей. В школе же они ставятся в соответствии с паспортом объекта в необходимом и достаточном количестве (1-3 на этаж) и все имеют сертификат качества.Миф №3: МЭШ внедряется втихую«Однако во всем этом процессе очень удивляет и тревожит тишина со стороны Департамента образования и школьных директоров – тихое, молчаливое и безальтернативное внедрение МЭШ. Общественности данный проект даже не был представлен: никаких открытых заявлений со стороны Департамента образования, обращений к родителям, родительских собраний на эту тему пока не было».Источник: facebook.com.Орфография, пунктуация и стилистика текста автора сохранены.Если считать молчанием еженедельные открытые семинары, посвященные МЭШ, публикации на сайте ДОгМ, большие пресс-конференции с участием Совета родительской общественности, выставки, то я тогда не знаю, что в понимании пользователя значит «представить общественности».Миф №4: учителей заманивают в МЭШ«Учителя знали об этом… в марте… и тишина… тоже странно… не правда ли? Почему педсообщество даже не информирует о том, что происходит? Так же произошло и с реорганизациями. Ведь им сообщали, их готовили к этому……Ответ лежит на поверхности. Педагогом платят за МЭШ премию…»Источник: facebook.com.Орфография, пунктуация и стилистика текста автора сохранены.Педагогам платят не за МЭШ, а за то, что они наполняют платформу качественным и востребованным контентом; за тот дополнительный труд, который они делают в свое свободное от уроков время. Я согласен с тезисом: «Качественный урок за 2 часа не сделать». Но провести отличный урок одинаково хорошо в огромном количестве классов можно и нужно!Миф №5: учитель должен взять согласие с родителей на использование МЭШ«Требуйте запрета на эл. образование без согласия родителей. Поднимайте родителей в школьных комитетах на дыбы, чтобы направляли жалобы».Источник: facebook.com.Орфография, пунктуация и стилистика текста автора сохранены.Каждый родитель при зачислении ребенка в школу заполняет согласие на обработку персональных данных, то же самое происходит и при использовании МЭШ. Именно это позволяет получить доступ ко всем ресурсам системы. Что же касается использования МЭШ на уроках, в этом случае право выбора методов организации образовательного процесса закреплено за школой.Конечно, если у вас «нет возможности» или, что хуже, желания, никто не будет вас насильно вести в светлое будущее. Полагаю, педагог подберет вашему ребенку другой вид деятельности вместо работы в МЭШ. Но нужно понимать, что воспользоваться материалами урока дома, если они не записаны где-либо, уже не получится, а значит, придется как-то добывать информацию по предмету самостоятельно.Миф №6: дети 45 минут будут работать с гаджетами«Конечно, никто не говорит о том, что такие уроки не нужны – много интересного можно показать детям. Но это все необходимо дозировать. Нельзя несколько уроков подряд напрягать глаза и сосуды детей. Многие ведь не знают, что из классов убрали простые доски, теперь дети и учителя пишут пальцем на электронной доске (немногие используют специальные палочки)».Источник: facebook.com.Орфография, пунктуация и стилистика текста автора сохранены.Абсолютно согласен: дозировать нужно. Использование технологий совершенно не означает, что классические уроки уйдут в прошлое. МЭШ – это хорошая интерактивная замена традиционным презентациям и видеофрагментам, которые при большом нерациональном желании также можно крутить весь урок. Сценарий МЭШ может отражать все этапы занятия. Никогда ученики не будут 45 минут смотреть на доску и в гаджет! Здесь вам и общение, и обсуждение тем с учителем, и работа с учебником, тетрадью, в группах. А вот тексты задач, таблицы и прочие объемные задания переписывать уже не надо: все это останется и после урока.Миф №7: в будущем учителя заменит робот«МЭШ (РЭШ) становится фундаментом «нового» образования, в котором приоритет будет отдан дистанционным формам обучения, для которых не нужен учитель – нужен оператор».Источник: facebook.com.Орфография, пунктуация и стилистика текста автора сохранены.Ох уж эти горячие дискуссии о возможном будущем Московской электронной школы! Здесь хотелось бы рассказать о своем опыте работы с МЭШ на уроках, о том, как работать не по шаблону со сценарием урока от московских учителей.Да, я не писал урок с нуля, не составлял презентаций и тестов, а просто взял из библиотеки готовый. Урок хорош всем. Информация на доске и на устройстве ученика не дублируется, а дополняет друг друга. Каждый этап урока снабжен полной аннотацией с подсказкой для учителя: что сделать, о чем рассказать.Конечно, любой урок можно провести по заданному образцу. Это особенно актуально, когда учитель заменяет на уроке коллегу. Узнав о замене и просмотрев материалы сценария за 10 минут до урока, он сможет, следуя ему, провести эффективное занятие.А что преподаватель информатики? Он может провести урок так, как посчитает нужным, просто «гуляя» по экранам. Учитель видит и понимает реакцию детей на представленную им информацию и делает выводы. Робот этого не может.В моем случае реакции были разные. Но в итоге получилось интересно – состоялась настоящая дискуссия между теми, кто не имел дополнительных материалов, и теми, кто работал с интерактивными заданиями на своем гаджете. Одна команда опиралась на свою интуицию, а другая пользовалась заготовками учителя. Но главное, что правильное решение было найдено и принято всеми учениками класса.Каждый экран порождал все новые вопросы, заставлял обращаться к истории вычислительной техники и эволюции общества. Что-то дети знали сами, что-то вспомнили из личного опыта, а какие-то моменты их сильно удивили. Именно учитель направляет поток идей и мыслей своих учеников. Он управляет уроком, а робот так не может.Кстати, стоит пару слов сказать и о времени работы с оборудованием, и о конспектах в личных тетрадях. Суммарное время работы с медиаконтентом (включая тест с отвлечением на решение задач в тетради) составило всего 18 минут. Норма СанПиНов для 9-х классов – 25 минут непрерывной работы. Мы же постоянно отвлекались на дискуссии, обсуждение и запись важных этапов (средний конспект урока ученика составил от 0,5 до 1 страницы). И в то же время мы успели поговорить о носителях энергии, земном притяжении, ракетных двигателях и солнечном парусе. А в финале урока решили прикладную задачу на тему «Формирование адреса в сети Интернет».В заключение«Мы должны активно участвовать в создании будущего, не только формируя представления о нем, но и спрашивая себя, какого будущего мы хотим избежать».Брайан Дэвид Джонсон, штатный (и единственный) футурист компании IntelВысокотехнологичный и быстро изменяющийся мир требует сегодня от выпускника школы не знать, а уметь находить, обрабатывать и оптимизировать информацию. Образовательный контент МЭШ доступен и ученику, и учителю в режиме 24/7/365. Московская электронная школа – это педагогическая технология, которая позволяет ребенку понять главную истину: «Я знаю, что я могу!»Ярослав ГАЛКИН, учитель информатики и ИКТ школы №2051Впервые текст опубликован в блоге Ярослава «Московский учитель» csedu.ru. Редакция выражает благодарность автору за предоставленный для публикации материал.
Комментарии